Двести лет назад российские дороги помогли остановить победное шествие Наполеона. В нынешнем веке компания Renault, взяв в союзники японцев (Nissan) и румын (Dacia), оказалась гораздо успешнее корсиканца.

Вслед за успехом Логана альянс взялся за перспективный и растущий рынок кроссоверов и в 2009 г. закончил разработку бюджетного кроссовера Duster на его основе. В последние годы трудно припомнить столь обсуждаемую новинку российского рынка. Еще бы! Замахнулись на «святая святых» – на гордость советского автопрома – «Ниву». Дебаты начались задолго до появления конкурента в автосалонах.

Горячие оппоненты не верили, что французы с японцами в состоянии создать автомобиль, которому по плечу российские дороги. Насмехались над названием, которое буквально переводится как тряпка или щетка для уборки пыли. Более здравомыслящие автолюбители прогнозировали успех новичка. И успех состоялся.

Одна из причин успеха нового Рено Дастер в цене. Интересно, что в целях снижения себестоимости разработки кроссовера Renault пошел по пути ВАЗа. Советские конструкторы создавали «Ниву» с максимальным использованием узлов серийных малолитражек.

Так же и французы, у которых выбор оказался гораздо шире. От Логана взяли общую концепцию и подвеску, показавшую себя очень надежной на плохих дорогах. Ниссан Икс-Трейл поделился системой полного привода. Сандеро презентовал Дастеру интерьер и двери. С миру по нитке набрали больше двух третей унифицированных деталей. А последняя треть придала самобытность автомобилю.

Внешние впечатления

Общий вид Дастера не вызывает сильных эмоций. В его профиле нет ни агрессивности, ни изысканности, ни скульптурных струящихся линий. Нет и особой узнаваемости и оригинальности, как у «Нивы» в любой ее версии. Дизайн в мэйн-стриме, характерный для типичного современного кроссовера. Тяжеловатые, «мускулистые» округлые формы. Необходимость сочетания короткого переднего свеса с объемным подкапотным пространством привела к бульдожьей тяжеловесности передней части машины.

Однако, в целом, вид спереди навевает ощущение неторопливого спокойствия и уверенности. Это вполне гармонирует с предназначением кроссовера как транспортного средства для плохих дорог. Мол, не бойся, проедем! В фирменном цвете «темный орех» автомобиль анфас смотрится несколько угрюмым. Может быть именно поэтому к 2014 году дизайнеры несколько изменили форму радиаторной решетки и добавили хромированных деталей. В результате облик стал чуть более легким и агрессивным.

А вот вид сзади не впечатляет, даже несколько разочаровывает, особенно углубления на задней двери, производящие впечатление незаконченности. Будто бы проектировались задние фонари вдвое большего размера, но в последний момент установили только внешние половинки. Не спасает положение даже добавленная в свежую модификацию хромированная накладка с надписью «DUSTER».

Внешний вид салона интересней, чем у вазовских машин, но все равно явно бюджетный. «Ароматизированный» жесткий пластик, ткани цвета униформы сотрудников Министерства внутренних дел. Исключение — обивка салона из сочетания искусственной натуральной кожи у топовой модификации.

Комбинация приборов поинтереснее, чем у Логана, но часть лампочек высоким водителям загораживает рулевое колесо. Малый диапазон регулировки его положения не позволяет исправить ситуацию и сделать одновременно и удобство управления и обзорность панели.

Салонные приятные мелочи типа подстаканников, кармашков и т. д. присутствуют, но удобными их назвать затруднительно. Многие другие детали салона тоже создают впечатление недоработок при проектировании, экономии на мелочах. Запаска вроде бы удачно разместилась под фальшполом багажника. Возле нее предусмотрены и отсеки для инструментов, но доставать их оттуда неудобно из-за малого угла открывания крышки.

Объективные характеристики

Субъективные зрительные впечатления от Renault Duster полностью соответствуют его техническим характеристикам. «Мускулистый торс», например, идет от стремления увеличить объем салона. Выводя на российский рынок конкурента «Шниве», французы учли недостатки российского кроссовера.

Оставаясь в компактном классе Дастер на 30 см длиннее. 4315 мм позволили оставить багажному отделению до 475 л, о чем владельцы «Шевроле Нивы» могут только мечтать. А при сложенном заднем сиденье багажный отсек возрастает до 1636 л. Если пожертвовать местом и для переднего пассажира, то любители возить на легковой машине стройматериалы на дачу могут разместить пачки вагонки длиной до 2,65 м прямо в салоне.

Правда при это пришлось проиграть в геометрии. Колесная база в 2673 мм, углы въезда и съезда (30 и 36 градусов), несмотря на достойный клиренс в 205 — 210 мм, явно не для сложного рельефа. Отсутствие понижающей передачи компенсировано отсутствием вибрации раздатки и 6-ю ступенями в МКПП для полноприводной версии.

Причем на первой передаче при 1000 об/мин Дастер едет со скоростью меньше 6 км/ч. В сочетании с более мощными двигателями (90 л.с. — дизель, 102 и 135 л.с — бензиновые ДВС) это обеспечивает большее тяговое усилие, чем у «Нивы». Даже с дизельным двигателем Дастер динамичнее. Разгон до сотни ему удается за 15,6 с. А 10,2 с на первую сотню метров, которые дает двухлитровый двигатель, оставляет конкурента далеко позади. Тем более, что максимальная скорость составляет от 156 до 177 км/ч для разных комплектаций.

Блокировки дифференциала, естественно, нет. Зато есть полезная, особенно на заснеженных дорогах России, опция — система стабилизации курсовой устойчивости. Специально для адаптации к нашим условиям Renault предлагает систему запуска в холодном климате, стальную защиту картера двигателя и антикоррозийную обработку кузова с гарантией на 6 лет. С гарантией можно проехать 100 000 км. Но если владелец ездит мало, то она закончится через 36 месяцев.

Вместо большого расхода бензина единственного устаревшего вазовского двигателя компания Рено предложила на выбор вполне приемлемые цифры: от 5 — 6 л дизельного топлива до 7,2 — 11,3 л бензина.

Renault Duster на асфальте

Впечатления от движения по городу и трассе очень сильно зависят от того, на каких машинах водитель ездил раньше. В этом проявилась снайперская точность французских маркетологов, целившихся в нишу между «автовазами» и «крутыми тачками». Пересев с продукции российского автопрома чувствуешь сразу: иномарка! Двигатель до 3000 оборотов почти не слышно. Динамика, управляемость, скорость, комфорт — все в порядке.

А вот после автомобилей более именитых производителей понимаешь: бюджетно... По трассе прослушивается шум от колес, в поворотах немного валкий. Колейности не любит. Хоть по летнему асфальту, продавленному «тонарами» со щебнем, хоть по заснеженной дороге. Зад кидает то влево, то вправо. У обзорности много недостатков. Правая стойка перекрывает частично зеркало заднего вида. Обзор назад через салонное зеркало вроде бы хороший, но внизу большая мертвая зона. Двигаясь задним ходом, можно не заметить низкое препятствие. Ночью в дождь у левой стойки не протираемый дворниками сектор тоже ухудшает обзорность.

Так что, на асфальте впечатления неоднозначные. Зато на гравийке все однозначно. Там, где на «Ниве» неровности ощущаешь всеми фибрами души и окончанием спины, на Дастере просто спокойно и комфортно едешь. Гораздо приятнее, чем на многих рамных внедорожниках. Подвеска явно оптимизирована под неровную дорогу. Раскачка умеренная.

Не слишком глубокий снег успешно приминается или сдвигается прочной накладкой на нижней части бампера. Этой же «лыжей» можно срезать и грунтовый бугорок. Картер двигателя хорошо защищен. Правда, мускулистые бока заляпываются грязью и обстреливаются гравием из под колес там, где другие машины остаются почти чистыми.

И на настоящем бездорожье тоже все ясно. Не боец! Не хватает и геометрической проходимости и жесткого подключения полного привода. Забуксовав, рискуешь вывести из строя вискомуфту. А если вдруг случится сесть «на брюхо», то поддомкратить не за что. Это не классическая «Нива», которую за бампер или порог можно вытащить из любой грязи.

Сколько и за что?

Продажи нового кроссовера продолжают расти. А за ними и цены. За полгода Дастер подорожал дважды. Отличный автомобиль для России!? Но, если и внимательно проанализировать прайс, то с удивлением можно заметить, что уникальный коммерческий успех Renault Duster принесли вовсе не столь же уникальные качества.

Успех нужно делить на три. С одним названием и кузовом продаются три (если не четыре) разных авто. За 488 000 (а обещали на 20 тысяч меньше!) можно купить не привлекательный кроссовер, а невнятный раздутый переднеприводный универсал со слабым по современным меркам двигателем, объемом 1,6 л.

Полный привод с двухлитровым движком — это уже 637 000. За машину с признаками внедорожника, включая тяговитый дизель, придется отдать 716 000.

Если еще нужны динамика и комфорт, то ценник возрастает до 749 000 за комплектацию Luxe Privilege с кожаным салоном, литыми дисками, мелкими «приятностями» и МКПП.

Замена «механики» на «автомат» (всего лишь четырехступенчатый) добавит еще 38 тысяч.

К тому же речь идет об официальных рекомендованных ценах, а дилеры постараются избавить вас еще от некоторой суммы. Почти все машины продаются уже с предустановленными дополнительными опциями от автосалонов.

Так что неплохо еще раз взвесить: а стоит ли он своей цены?

Все отзывы

Другие обзоры и тесты

Комментарии  

# I_UA_I 25.01.2014 20:37
На Дастере с передним приводом задняя подвеска принципиально другая, там многое от Сандеро, поэтому места для запаски в салоне не нашлось, ее притули, как на Сандеро, с улицы. Вообще, Дастер был интересен, пока был еще относительно дешев, а сейчас все логанообразные сильно подорожали. При этом конструктивные решения остались на бюджетном уровне. Рено на этой линейке хорошо зарабатывает.