Фото Лада Нива/Lada 4x4

Как же так случилось, что уже третье поколение водителей не только городских но и сельских при слове «Нива» представляют не бескрайнее поле, а небольшой крепко сбитый автомобильчик своеобразной формы? В чем проявляется знаменитый «русский характер» этой машины?

Для начала немного истории. Безусловно, предки «Нивы», как и весь род «жигулей», это выходцы из солнечной Италии. Fiat 124 стал прототипом первой машины ВАЗа, на базе ВАЗ 2101 сконструировали народный автомобиль СССР – «шестерку». И уже она стала основой принципиально новой для своего времени машины.

Это сейчас многим дизайн «Нивы» кажется грубым, отсталым, «колхозным». А в 1978 году на фоне других автомобилей повышенной проходимости она была примером элегантности. Если не согласны, то сравните ее с ветеранами бездорожья типа ГАЗ 69, УАЗ 469, Land Rover Defender или Jeep Wrangler.

Большинство легковых «проходимцев» того времени эволюционировали из небольших грузовичков военного назначения и обычно имели несущую раму. Кирзовые сапоги ясно проглядывают в дизайне ЛуАЗа, ГАЗика, УАЗика. Конструкторам ВАЗа была поставлена оригинальная задача, до которой могли додуматься только в стране, в которой «две беды» – люди с необычным мышлением и направления движения транспорта, почему-то названные дорогами. Надо было создать сугубо гражданский легкий автомобиль повышенной проходимости для агрономов и других специалистов народного хозяйства, которым надо много ездить по своеобразным маршрутам – от трактора на пашне до райкома КПСС, т.е. следовало сконструировать автомобиль строителя коммунизма.

При этом требовалось максимально сохранить агрегаты и узлы серийного легкового автомобиля. В том числе – несущий кузов. Только потомки Левши и Кулибина могли такую задачку решить. И сделали они это настолько успешно, что тридцать лет и четыре года машина пользуется спросом, не претерпевая принципиальных изменений. 31 июля 1975 года появился приказ Минавтопрома № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Опытная партия в 50 машин была в духе времени собрана к XXV съезду КПСС в феврале 76-го, а в начале апреля 1977 года первая серийная «Нива» сошла с конвейера.

Конечно, со временем кое-что изменилось. Удлинилась задняя дверь. Теперь грузы легче поднимать в багажник, зато они лучше и выпадают, при неожиданном самопроизвольном открывании двери на ухабах. «Копеечные» сиденья заменены на более удобные. Двигатель модернизировался с 1,6 л до 1,7 л. В последних модификациях некоторые заметные изменения произошли и в ходовой части. Слабое место прежних «Нив» – крестовины карданов – заменили на ШРУСы. Задние амортизаторы поменяли свое положение. В последние годы появился гидроусилитель руля. А вот кондиционер так и не предлагают.

Фото Лада Нива/Lada 4x4 Фото Лада Нива/Lada 4x4

Все сказанное выше относится к классической «Ниве» (сейчас – ВАЗ 21214) - пятиместному трехдверному автомобилю с кузовом типа «универсал», постоянным полным приводом, 5-ти ступенчатой МКПП, раздаточной коробкой и понижающим рядом передач. Двигатель 4-хцилиндровый, восьмиклапанный, объемом 1,69 л развивает мощность 59,5 кВт при 5000 об/мин. Система питания - распределенный впрыск с электронным управлением. Крутящий момент – 127,5 Нм при 4000 об/мин. Максимальная скорость – 142 км/ч. Расход бензина АИ-95 – 10,8 л/100 км. Вес машины – 1210 кг.

Популярной стала и удлиненная на полметра пятидверная модификация «Нивы» (ВАЗ 2131). В народе ее часто называют «крокодил». Основные технические характеристики у нее практически те же. Скорость чуть меньше – 137 км/ч. А расход – чуть больше – 11,2 л. Это и понятно, так как вес на 140 кг больше. А вот в поведении при движении разница между ними заметная.

На хорошей дороге «Нива» явно уступает своим недоприводным собратьям и импортным кроссоверам. Она вошла в «десятку» самых неторопливо разгоняющихся автомобилей из продаваемых в Европе. Короткая база и большая парусность приводят к неудобствам при боковом ветре. На 140 км/ч сильным боковым порывом ветра «Ниву» может просто сдуть на соседний ряд. Шум и вибрации часто досаждают пассажирам в дальней дороге.

Чем хуже дорога, тем лучше проявляются достоинства. Особенно длиннобазной модификации. Доводилось сравнивать ощущения при движении по одному и тому же разбитому асфальту на «Нисан Максима», рабочей «Ниве - пятидверке» и на «Надежде» (ВАЗ 2120). Удивительно, но те неровности, на которых японскую машину трясло как на стиральной доске, вынуждая сбрасывать скорость до 60-70 км/ч, подвеска «Нивы» и «Надежды» проглатывала, не замечая на 90!

Зимой «Надежда», значит и ВАЗ 2131 – королева нечищеной трассы. Полный привод, достаточно длинная база и хорошая резина позволяют легко обходить большинство неполноприводных машин. А вот на «коротыше» надо быть осторожнее. Попадает в занос легко, а выходит из него трудно. На гравийке и приличной грунтовке Нива ведет себя достойно, для того и создавалась. Правда трехдверная версия слегка «козлит» на неровностях. Можно ехать спокойно там, где «диваны на колесах» с большими двигателями и маленьким клиренсом плетутся со скоростью задумчивого вола.

На бродах «Нива» удивляет. Для большинства современных иномарок 30 см – это уже серьезно. Импортные кроссоверы и полноприводные пикапы в рекламе хвастаются глубиной брода в 50 – 58 см, а «Нива» без всякой рекламы берет 70. а задним ходом в руках опытного водителя может преодолеть и метровую глубину. На бездорожъе Нива показывает весь свой потенциал полностью. Не случайно она самая популярная машина джиперов, которые зачастую строят из них монстров офф-роада. Но самостоятельно доработанные под джипинг машины - это тема совсем другого разговора. Мы же говорим о заводских автомобилях.

Важно, что наконец-то на технические решения самодельщиков обратили внимание и производственники. Нет, конечно, не АвтоВАЗ, который получает достаточно денег от правительства. ВАЗ 21214 предлагают по цене минимум от 300 000 руб, а «пятидверку» - на 30 тысяч дороже. Разнообразия комплектаций нет. Но есть возможность индивидуального заказа в фирме «Бронто». Там потенциал конструкции Нивы реализуют наиболее качественно. Последняя серия модификаций «Нивы» в исполнении «Бронто» получила заслуженное название «Рысь». Правда и цены на эти машины не для агронома. За полмиллиона легко выходят. К тому-же для Нивы вам вряд-ли понадобится страхование КАСКО, т.к. стоимость ее ремонта невысока, а угонщиков она совершенно не волнует.

Продажи автомобиля «Лада 4х4» упорно не снижаются, а значит, результат творчества советских и российских конструкторов еще поживет. Недавно «Ниве» 30 «стукнуло». Глядишь и 50-летие еще отметит.

Далее тест - обзор Lada 4x4 2014-го модельного года.

Отзывы

Комментарии  

+3 # Александр 28.02.2012 14:24
:P Нива была и есть всегда моим незаменимым автомобилем. Везде и всюду только на ней: и в пир, и в мир, и за грибами. Столько дорог проехал с ней, ни разу не подвела.
# Моргаг 10.04.2018 16:46
Да ладно, норм. авто уже, не дефицит))