Что вы чувствуете, когда смотрите на автомобиль Lada 4x4? Недоумение? Как может автомобиль родом из 70-х годов прошлого века выпускаться в 2014 году? Самое интересное, что при этом он еще и неплохо продается!

И на то есть свои причины. Ведь это, пожалуй, самая славная страница в истории отечественного автомобилестроения. Поэтому знайте: при взгляде на Lada 4x4 самым уместным чувством для любого человека, который имеет российский паспорт, должна быть гордость.

Родоначальник

Как вы думаете, кто придумал кроссоверы? Немцы? Японцы? Или, быть может, американцы? Нет! Родина кроссоверов – Советский Союз! В 1970 году для трех отечественных автозаводов был объявлен конкурс на создание небольшого комфортабельного автомобиля повышенной проходимости. Машина должна была стать достаточно универсальной, удобной в повседневной эксплуатации на дорогах общего пользования и способной преодолевать участки со сложными дорожными условиями.

Специалисты из Иж, АЗЛК и ВАЗ приняли вызов и взялись за работу. Через два года на суд высокой комиссии были представлены Москвич-2150, ИЖ-14 и ВАЗ-Э2121. Первый отсеялся сразу, т.к. был слишком утилитарен и предназначался скорее для бездорожья. Остальные конкурсанты еще два года доказывали свое право на дальнейшую жизнь. В итоговой схватке победил все же вазовский проект, он полнее использовал узлы и агрегаты уже выпускающихся автомобилей и был лучше подготовлен к производству.

В апреле 1977 года автомобиль встал на конвейер и поступил в продажу под именем «Нива». Значительная часть агрегатов и отделка салона была позаимствована у ВАЗ-2106. Для большинства покупателей из Союза машина была дороговата, 9000 тогдашних рублей – это, считай, более престижная и представительная Волга. Но в те времена никакие машины на прилавках не застаивались, тем более, на Родине изначально продавалось всего 20 % «Нив».

Почти все уходило на экспорт. На внешних рынках машина имела бешеный успех. Для своего времени характеристики ее были просто уникальны: легкий несущий кузов, постоянный полный привод, передняя независимая подвеска, отличная геометрическая проходимость в связи с большим клиренсом, короткой базой и почти полным отсутствием свесов. Именно с появлением «Нивы» возникло такое понятие, как динамическое преодоление бездорожья.

Отечественный минивнедорожник ходом проскакивал труднопроходимую раскисшую грязь, где беспомощно буксовали тяжелые машины конкурентов. Количество национальных рынков, где была представлена «Нива», перевалило за сотню. Выпускались модификации с правым рулем, которые помимо «третьего мира» раскупались в Англии и Японии.

А в таких странах, как Австралия и Новая Зеландия, «Нива» занимала доминирующее положение. Да что там Австралия, западные немцы месяцами стояли в очереди за советской машиной. В таких странах, как Канада, Греция, Чили, Эквадор, Панама и Бразилия было налажено производство.

Интерес к советской машине подогревало успешное участие в различных ралли-рейдах. В начале 80-х на пьедестале почета таких известных гонок, как «Париж-Дакар», «Ралли Туниса», «Алжирское ралли», «Ралли фараонов», неизменно оказывалась маленькая «Нива».

К началу 90-х была готова замена для самой успешной отечественной машины. Прототипы более всего напоминали внедорожную версию «десятки» в кузове универсал. Но развал Союза помешал реализации этих планов, а потом были другие проекты, в частности, ВАЗ-2123 и его преемница «Нива-Шевроле».

В итоге короткая Нива или, как ее еще называют, «старушка», выпускается до сих пор в практически неизменном виде. Немного улучшили удобство использования багажника, удлинив заднюю дверь до пола, часть наработок перекочевали с «Нивы-Шевроле», а классический и в чем-то элегантный «шестерочный» салон уступил место более пластмассовой смеси «восьмерочного» и «семерочного». С 2006 года прославленное имя передано более перспективной модели Niva Chevrolet. А классическая «Нива» стала называться Lada 4x4.

Каким ты был, таким ты и остался

С 2009 года продается модификация ВАЗ-21214М, где применены несколько другие повторители поворотов и более информативные зеркала. В технической части машина получила улучшенную подвеску и тормоза, сцепление Valeo и гидроусилитель ZF.

Если для начала 80-х автомобиль воспринимался достаточно комфортабельным, то в наше время убранство салона не кажется даже минимально достаточным. Самая современная деталь в автомобиле – это щиток приборов с электронными указателями пробега, температуры за бортом, времени и напряжения бортовой сети.

Архаичная передняя панель с крупными клавишами-выключателями и ползунками климатической системы. «Семерочный» руль, размеры которого можно понять на машине без усилия, в «Ладе 4х4» кажется огромным. Все педали расположены на разном уровне, что делает процесс настройки сидений увлекательным занятием. Рычаг пятиступенчатой механики сильно смещен к пассажиру.

Но хотя бы включения четкие и безошибочные, чего не скажешь про управление раздаткой. Оба ее рычага лишены каких-либо обозначений, о схеме переключения можно только догадываться, а чтобы ими воспользоваться, нужно помимо физической силы обладать еще и ловкостью. Иногда машину приходится даже дергать вперед-назад, чтобы включить пониженный ряд или блокировку межосевого дифференциала.

Запас места на заднем диване совсем не велик и плохо подходит для дальних поездок. Короткий багажник объемом 265 л заставляет хорошо продумывать, что взять с собой. При сложенном заднем диване получается уже более приличный объем 585 л, что сравнимо с походным объемом багажника некоторых седанов.

Посадка и высадка на задний диван требуют известной ловкости. Ведь в отличие от большинства трехдверок, в «Ладе 4х4» двери обычной ширины и проем достаточно узкий. Зато благодаря габаритам, высокой посадке и тоненьким стойкам, на машине удобно маневрировать, обзорность близка к идеальной.

Мощность двигателя объемом 1.7 л составляет 83 л.с., а крутящий момент – 129 Нм. Грамотный подбор передаточных чисел позволяет держаться в потоке до 80 км/час, дальнейший разгон происходит очень неспешно. 100 км/час машина достигает за 17 секунд.

Расход топлива сильно зависит от характера вождения и типа эксплуатации. При неспешной и плавной езде по нормальным дорогам вполне можно укладываться в 10 литров. А поездка в режиме «Кэмел-Трофи» запросто удваивает расход.

По горам, по лесам

Шасси, которое совершенствуется вот уже скоро 40 лет, позволяет легко контролировать машину и на более высоких скоростях. Но ехать быстро не хочется, т.к. от воющих двигателя и трансмиссии закладывает уши.

Машина неплохо контролируется и на поворотах, колеса не теряют контроля с дорогой даже на серьезных ухабах. Свойственное ранее «козление» с модифицированной подвеской ощущается меньше.

Крупные колеса 185/75 R16 с высоким профилем сглаживают большинство мелких неровностей, а все, что проходит дальше, тонет в отличной по энергоемкости подвеске. Дорожный просвет 220 мм и база 2200 мм позволяют не задумываться о рельефе местности.

Старость – не радость

В дорогом исполнении в машине доступна АБС, да и сама тормозная система стала более лояльной к водителю. Если раньше нужно было прилагать к педали большие усилия, а дозировать замедление было совсем не просто, то теперь это делается гораздо легче.

Вообще, о безопасности за рулем этой машины нужно думать постоянно. Она проектировалась в то время, когда о зонах программируемой деформации никто не слышал, а подушки были только перьевыми. Да, теперь у водителя больше шансов объехать препятствие, а не лететь в него с заблокированными колесами, но все остальное не слишком радует. Кроме АБС здесь из средств пассивной безопасности есть только инерционные ремни и ISOFIX.

Цена вопроса

На сегодня Lada 4x4 является самым дешевым полноценным внедорожником. Он предлагается в двух комплектациях. Версия без АБС обходится в 354500 руб., а с ней – 365200 руб. За те же деньги можно найти разве что псевдо-кроссовые версии хэтчбеков, и то от китайских производителей.

Если вам действительно нужен настоящий «проходимец», а бюджет ограничен, то выбора, по сути, и нет. Но как вариант вполне можно рассматривать «Ниву-Шевроле», только трех-четырех лет от роду. Такой автомобиль при похожей проходимости будет гораздо комфортнее.

Для тех, кто ездит в основном по городу, Lada 4x4 – не самый практичный вариант. Учтите, что к кроссоверам в современном понимании этого слова куда ближе Lada Kalina в кузове универсал. Она при сопоставимой стоимости будет достаточно удобной и значительно более экономичной.

Напомним, что в ближайшее время ожидается обновление для "Lada 4x4" - "Lada 4x4 Urban", фото и описание новинки доступно здесь.

Комплектация Цена, руб Двигатель Коробка передач Тип привода Разгон до
100 км/ч, с
Расход
город/трасса, л
Максимальная
скорость, км/ч
1.7 (8V) МКПП Стандарт (21214-40-028) 354 500 бензин 1.7л (80 л.с.) механика полный 16,0 12,3 / 9,4 137
1.7 (8V) МКПП Стандарт (21214-40-027) 365 200 бензин 1.7л (80 л.с.) механика полный 16,0 12,3 / 9,4 137

Отзывы

Обзоры и тесты

Комментарии  

# Виктор 17.11.2014 21:54
Старая, добрая Нива, сколько десятилетий прошло, а она всё еще в строю, и ездит несмотря ни на что. Прошла незначительные модификации, но по истечении стольких лет, спрос на неё стабильный, это и понятно. Фактически, при низкой цене, имеем качественный внедорожник.
# Игорь 03.12.2014 16:02
Некорректное название статьи! Нива- не кроссовер, она внедорожник, т.к. имеет зависимую
заднюю подвеску, понижающий ряд в трансмиссии и принудительную блокировку межосевого дифференциала! Кроссоверы же не располагают таким внедорожным арсеналом! У них только полный привод, да и тот в большинстве случаев не полноценный!
# Ya 03.12.2014 18:41
Цитирую Игорь:
Некорректное название статьи! Нива- не кроссовер, она внедорожник, т.к. имеет зависимую
заднюю подвеску, понижающий ряд в трансмиссии и принудительную блокировку межосевого дифференциала! Кроссоверы же не располагают таким внедорожным арсеналом! У них только полный привод, да и тот в большинстве случаев не полноценный!

Обязательный атрибут внедорожника - рамная конструкция. У Нивы этого нет. Следовательно это не полноценный внедорожник, а кроссовер с трансмиссией от внедорожника.