Американо-корейская автомобильная компания Chevrolet уже почти как родная на просторах нашей Родины.

Россияне покупают и с удовольствием ездят на автомобилях марки, в Санкт-Петербурге налажено производство популярных у нас Cruze и Captiva, а в Нижнем Новгороде с недавних пор выпускается Aveo.

Но в линейке компании есть еще одна модель, которую безо всяких сомнений можно считать отечественной: Chevrolet Niva не только производится, но и разработана в России.

Несмотря на иноземный крест, который расположился на фирменной поперечине фальшрадиаторной решетки, никому и в голову не приходит считать эту машину иномаркой. И она действительно наша, по крайней мере, на 50%.

Совместное предприятие

С середины 90-х руководство АвтоВАЗа наконец-то решило всерьез заняться разработкой преемника для ветерана отечественного полного привода ВАЗ 2121 «Нива». Новое поколение «Нивы» ВАЗ-2123 увидело свет в 1998 году, когда на мощностях ОПП АВТОВАЗ был налажено мелкосерийное производство.

Автомобиль выпускался на агрегатной базе старой «Нивы» . Единственными значимыми изменениями явились внедрение единого рычага управления раздаточной коробкой и удлинение промежуточного карданного вала под выросшую колесную базу. Но уже тогда автомобиль приобрел все основные черты интерьера и экстерьера. Необычно выглядела фальшрадиаторная решетка, которая была вызывающе похожа на аналогичный элемент автомобилей марки Jeep.

Проблемы с финансированием заставили искать партнера, который мог бы обеспечить инвестициями внедрение проекта в массовое производство. В итоге было создано совместное предприятие с крупнейшим американским автомобильным концерном General Motors, которое так и назвали: «GM-АВТОВАЗ».

В рамках соглашения права на производство и товарный знак Niva перешли к совместному предприятию. Партнеры получили по 41,61% акций. Еще 16,78 % принадлежали Европейскому банку реконструкции и развития, который также финансировал проект. Но в 2012 году АвтоВАЗ и GM выкупили его долю и сегодня они имеют ровно по 50% акций.

Детище совместного предприятия увидело свет в 2002 году. В начале своего производства оно практически ничем не отличалось от ВАЗ-2123, только сомнительную решетку радиатора сменили на соответствующую стилистике марки Chevrolet. Принадлежность к известному бренду и его шильдики на кузове и рулевом колесе должны были помочь найти своего покупателя новому автомобилю.

С 2002 года и по сей день в конструкцию автомобиля внесено множество мелких изменений и добавлены новые опции, которые вместе служили повышению комфорта использования и безопасности. С 2009 года продается обновленная версия автомобиля, рестайлинг был проведен совместно с известным итальянским ателье Gruppo Bertone. Таким его мы знаем теперь.

Скорость – не главное

Как и прежде, автомобиль оснащается классическим вазовским бензиновым двигателем объемом 1.7 литра с распределенным впрыском топлива, который развивает всего лишь 80 л.с. и 127 Н*м. По современным меркам это ничтожно мало для такого объема двигателя.

Тем более что автомобиль имеет постоянный полный привод и снаряженную массу 1400 кг. Как и следует ожидать, при такой энерговооруженности разгонная динамика совсем не поражает. До 100 км/час автомобиль разгоняется за долгие 19 секунд. Многие коммерческие автомобили делают это быстрее.

«Шнива», как часто в народе называют эту модель, покоряет другим. Несмотря на несущий кузов и полное отсутствие электронных помощников, эта машина – настоящий вездеход.

Клиренс 200 мм, короткие база 2450 мм и свесы, раздаточная коробка с понижающим рядом и блокировкой межосевого дифференциала, неразрезной мост в задней оси. Все это позволяет машине проезжать там, где многие более дорогие кроссоверы и внедорожники уже безвольно буксуют.

Конечно, при диагональном вывешивании скажется отсутствие межколесных блокировок, но огромные ходы подвесок делают такую ситуацию маловероятной. Пониженный ряд в трансмиссии помогает худосочному мотору вращать крупные колеса с высоким профилем размерности 215/65R16 или 215/75R15 в более дешевых версиях.

Все это малополезно в городе, где внедорожный арсенал только увеличивает расход топлива до сомнительных, для небольшого автомобиля, 14 л на 100 км пробега, но в трудных дорожных условиях позволяет чувствовать себя уверенно.

Мелочи жизни

Подвеска автомобиля на неровностях кажется неубиваемой, но впечатление это обманчиво. Она действительно служит долго, но только при эксплуатации в стандартных условиях. После серьезных нагрузок подвески замена амортизаторов и сайлентблоков – обычное дело. Не отличается долговечностью и коробка передач. Она проектировалась для легковых автомобилей, а при эксплуатации на внедорожнике способна преподносить сюрпризы.

В последнее время надежность узлов и агрегатов, а также качество сборки заметно улучшились. Характерные для отечественных автомобилей жалобы на постоянные мелкие проблемы на «Шнивах» последних лет выпуска уже не поступают в таком количестве, но неровное качество отечественных комплектующих еще дает себя знать. Зато запчасти стоят недорого и всегда в наличии.

Сложнее бороться с невысокой коррозионной стойкостью кузова. Несмотря на постоянные бравурные сообщения в прессе об улучшении технологии окраски, сколы и повреждения ЛКП быстро зацветают. Покрываются ржавым налетом детали под капотом и поводки дворников.

На Chevrolet Niva обычно ездят люди увлеченные, и для них ремонт – это очередной повод заняться тюнингом. На этот автомобиль можно найти массу дополнительного оборудования, начиная от вставок в амортизаторы и заканчивая комплектами для блокировки межколесных дифференциалов.

Редкий шнивовод отказывает себе в установке нарядного «кенгурятника» и защиты порогов. Часто между рейлингами на крыше устанавливают люстры с дополнительным освещением.

Эх, прокачу!

Несмотря на заурядные скоростные характеристики и общую направленность для дорог с плохим покрытием, едет машина интересно. Подвеска очень энергоемкая, и никакие колдобины с курса не сбивают. Подвеска подробно передает на кузов информацию о дорожном покрытии, но на траектории это никак не сказывается.

Машина едет достаточно надежно. Возможностей мотора не хватает, чтобы сорвать постоянный полный привод в скольжение. Но на льду занос вполне вероятен, ведь системы стабилизации здесь нет.

Рулевое управление – это один из плюсов модели: всего три оборота от упора до упора и внятная обратная связь. На машину устанавливается гидроусилитель фирмы ZF. При максимальном вывороте звук его работы заглушает двигатель, но свои функции он выполняет достойно.

Шумно, но удобно

Салон автомобиля неожиданно радует простором, особенно по ширине. На Chevrolet Niva часто ставят раздельные подлокотники для водителя и переднего пассажира, и они не кажутся узкими. На заднем сиденье вполне можно сидеть втроем. Места для ног и над головой тоже с избытком.

Но диапазон продольного перемещения передних кресел может не понравиться высоким водителям. Впрочем, рулевая колонка здесь регулируется по высоте, и найти удобную позу все же можно.

После рестайлинга рулевое колесо стало удобнее и симпатичнее, точно такое же устанавливается на некоторые модели марки «Опель». Посадка и высадка из машины не в пример комфортнее, чем у большинства внедорожников, пороги не выступают, проемы высокие.

После рестайлинга в машине стало потише. Переход на ШРУСы вместо карданных шарниров снизил вибрации и трансмиссионный гул. Но коробка и особенно раздатка все равно довольно громкие. Остались вибрации на рычагах управления трансмиссией.

Сам интерьер автомобиля остается скромным. Качество сборки нормальное, но зазоры больше, чем это принято в современном автомобилестроении. «Сверчки» не слишком досаждают, а те, что есть, заглушаются звуком работы агрегатов.

Двигатель на холостых оборотах практически не слышен, но его небольшая мощность заставляет загонять стрелку тахометра до 4000 оборотов, и тогда он солирует. Заглушить его нечем. Вместо музыки – аудиоподготовка, причем установить можно лишь однодиновую магнитолу.

Сиденья слишком мягкие и не очень комфортны в дальних поездках. В базе нет даже подголовников задних сидений, зато во всех комплектациях есть воздуховоды к ногам задних пассажиров.

Печка в автомобиле – это отдельная радость, второе положение может понадобиться только в совсем уж серьезные морозы. Блок управления климатом удобен, но вместо кнопки включения кондиционера – заглушка, а включается он одной из кнопок в верхнем ряду.

Багажник автомобиля в сухих цифрах кажется приемлемым. Но на деле его 320 л располагаются слишком своеобразно: отделение короткое, но широкое и высокое. Даже при сложенных задних сиденьях расстояние до спинок передних не превышает 1.3 м. Для перевозки длинномеров приходится использовать рейлинги на крыше.

Сколько, сколько?!

Цены на отечественные автомобили все время растут, и «Шеви-Нива» не исключение. Базовая модификация, в которой из радостей жизни присутствуют только передние стеклоподъемники, гидроусилитель и обогрев зеркал, стоит 459 000 руб. Кондиционер доступен за доплату 29 000 руб.

Есть еще комплектация с акцентом на внедорожные свойства, где воздухозаборник выведен на крышу, предусмотрено место для лебедки и уделено повышенное внимание защите узлов и агрегатов. Стоит она 517 000 руб. Кондиционер в ней уже присутствует.

В максималке за 530 000 руб. появляются обогревы передних сидений, комбинированная обивка салона, Г-образные подголовники сзади, серебристые вставки в салоне, несколько отделений для мелочевки и подстаканники, изотермические стекла, передние подушки безопасности, АБС, преднатяжители ремней безопасности. Но и здесь кондиционер доступен за доплату в 27 000 руб.

Для настоящего внедорожника цифры не кажутся слишком завышенными. Из конкурентов есть только более легковой и дорогой «Дастер» и несколько китайских кроссоверов.

С последними «Нива» справляется в одни ворота, объемы ее реализации на порядок выше. Но «Дастер» отобрал у лучшего отечественного внедорожника львиную долю клиентов и располагается значительно выше в рейтинге продаж. Его выбирают те, кому не нужны уникальная проходимость, а важнее динамика, комфорт и расход топлива.

Руководство предприятия стремиться повысить привлекательность своего продукта и борется с главной проблемой – слабым двигателем. Сейчас строится завод по производству нового мотора объемом 1.8 л, права на производство которого получены у Peugeot.

Этот мотор устанавливается на некоторые модели французского производителя на китайском рынке. Его характеристики выглядят неплохо: 135 л.с. и 170 Н*м. Как он проявит себя на «Ниве», покажет время.

Комплектация Цена, руб Двигатель Коробка передач Тип привода Разгон до
100 км/ч, с
Расход
город/трасса, л
Максимальная
скорость, км/ч
1.7 МКПП L 459 000 бензин 1.7л (80 л.с.) механика полный 19,0 14,1 / 8,8 140
1.7 МКПП LC 488 000 бензин 1.7л (80 л.с.) механика полный 19,0 14,1 / 8,8 140
1.7 МКПП LE 517 000 бензин 1.7л (80 л.с.) механика полный 19,0 14,1 / 8,8 140
1.7 МКПП GLS 530 000 бензин 1.7л (80 л.с.) механика полный 19,0 14,1 / 8,8 140
1.7 МКПП GLC 557 000 бензин 1.7л (80 л.с.) механика полный 19,0 14,1 / 8,8 140

Отзывы

Обзоры и тесты

Комментарии  

# Виктор 13.11.2014 23:07
Уже сколько лет выпускают эту модель, а она всё стабильно пользуется повышенным спросом. Водители любят эту машину за проходимость, надежность, и относительно недорогие запчасти, да и в обслуживание Нива не притязательна. Поэтому рестайлинговые Нивы конечно же найдут своего покупателя, и это закономерно.