Чешский производитель Skoda известен своими практичными решениями на базе моделей концерна Volkswagen. У нас очень популярны Octavia, праосновой которой является Golf и Fabia, делящая платформу с Polo.

Rapid, Superb и Yeti также имеют свои аналоги в модельном ряду большого брата.

Но есть у чехов одна модель, которую можно считать достаточно самобытной. Речь идет о компакт-вэне Skoda Roomster.

Сборная солянка

Представленный в 2003 году смелый концепт являлся смешением автомобилей двух классов. К удивлению многих, три года спустя автомобиль пошел в серию почти без изменений. Машина, как для Шкоды, выглядела слишком экстравагантно. Концептуальная внешность полностью соответствовала заложенным идеям.

Чехи стремились совместить комфорт легкового автомобиля с объемом и функциональностью каблуков и сохранить при этом достаточно демократичную цену. Можно было, конечно, взять за основу Volkswagen Caddy и попытаться сделать его еще проще, но этот автомобиль и без того достаточно утилитарен и недешев. Поэтому чехи пошли нестандартным путем.

До передних стоек это типичный европейский компактный B-класс, а дальше к нему пристыкована задняя часть, базой для которой послужила Octavia Tour. В итоге получился достаточно практичный, надежный и недорогой в производстве автомобиль.

В 2010-м году Roomster пережил рестайлинг, в ходе которого внешность слегка приблизили к остальным моделям компании. Головная оптика, противотуманные фары и решетка радиатора стали больше походить на аналогичные элементы обновленной Октавии. Из внутренних изменений самыми заметными стали внедрение бело-лунной подсветки вместо зеленой и установка нового высококонтрастного дисплея бортового компьютера.

Все гениальное просто

Передняя часть салона, как и экстерьера, представляет собой копию модели Fabia. Здесь все достаточно просто и по современным меркам скромно. Шероховатый пластик серых тонов верхней части панели слегка проминается при нажатии.

Нижняя часть выполнена из твердого пластика. Она может быть не только серой, при желании можно заказать светлое исполнение. Это уменьшает практичность, но зрительно прибавляет пространства и делает скучный шкодовский интерьер хоть немного интереснее. Той же цели служат хромовые окантовки на рычаге КПП, рулевом колесе, кольца в приборке.

Но при всей своей непритязательности интерьер Румстера оказывается достаточно удобным. Эргономика продумана, все под рукой, профиль сидений удачный. Они кажутся жестковатыми в городе, зато позволяют без усталости перемещаться на большие расстояния. Ткань прочная и не маркая.

Единственная претензия к посадке на передних сиденьях это не большой запас места по ширине, к тому же колени упираются в твердый пластик центральной консоли. Диапазоны регулировок, как сидений, так и рулевого колеса имеют большую амплитуду, достаточную для людей любого роста.

При относительно небольшой длине 4214 мм, колесная база автомобиля составляет достаточно взрослые 2621 мм. Для сравнения это больше, чем у Октавии А5. Но самая интересная особенность автомобиля заключается в другом. Колея задних колес на 64 мм шире, чем передних. К тому же машина по минивэновски высокая, 1607 мм позволили обеспечить достаточный запас места над головой. Поэтому посадка сзади вольготная, свободного пространства с избытком по всем направлениям.

Смущает только специфический профиль задних сидений. Второй ряд сидений в Румстере одновременно и сильная и слабая сторона автомобиля. Дело в том, что сзади ни разу не диван. Вместо одного общего на втором ряду установлены три отдельных сиденья с уникальной системой трансформации VarioFlex. Каждое из них может двигаться вперед-назад, меняется наклон спинки. При необходимости всего в несколько движений можно опустить спинку любого из сидений, сложить его к передним креслам или даже вынуть его из салона. Тогда и без того немаленький багажник объемом 450 л превращается в грузовую платформу.

Вот только в рабочем положении кресла второго ряда кажутся немного узковатыми. Среднюю секцию только условно можно считать пригодной для взрослого человека. Во-первых, она заметно уже боковых, во-вторых, имеет выталкивающий профиль, и, в-третьих, в ногах располагается массивный туннель.

К счастью, создатели Roomster придумали, как обратить недостаток в достоинство. Среднюю секцию можно либо вообще снять и сдвинуть боковые сиденья ближе к середине для вольготной посадки, либо, опустив спинку средней секции, превратить ее в широкий подлокотник для боковых пассажиров, к тому же снабженный подстаканниками. И тогда путешествия на заднем ряду становятся куда приятнее. Комфорта добавляют карманы в спинках передних сидений.

Вообще для Roomster характерно внимание к мелочам. Оригинальные коврики привинчиваются к полу. К услугам пассажиров целых два перчаточных ящика, верхний из них охлаждаемый. В багажнике есть несколько крючков и специальные боковые секции для размещения груза. Прочная багажная полка может размещаться в двух уровнях.

Но есть и недостатки. Между полкой и спинками передних сидений есть широкий зазор, через который все желающие могут обозревать содержимое багажника. Хорошо хоть стекла тонированы еще с завода. Для некоторых эта прореха настолько неприемлема, что они даже переваривают крепления задних сидений, смещая их назад.

Традиционно для Шкоды на двери багажника вместо ручки располагается неудобная груша. Закрывая дверь за нее, нужно точно рассчитывать сообщаемое ускорение и момент отпускания, иначе дверь либо останется открытой, либо вы прищемите себе пальцы. Сдвоенное уплотнение дверных проемов располагается только сверху, поэтому пороги в Румстере постоянно пачкаются.

Самой слабой стороной чешского микровэна является шумоизоляция, она здесь на очень бюджетном уровне. Хорошо прослушиваются и звук работы двигателя, и работа подвески и гул от колес. Большинство владельцев занимаются установкой дополнительной шумоизоляции. Это можно выполнить даже самостоятельно, ведь конструкторы хорошо продумали крепления пластиковых панелей, сломать что-то довольно трудно.

Проверенные решения

Skoda Roomster на отечественном рынке предлагается с одним из двух проверенных временем агрегатов. В базе это довольно тихий и беспроблемный бензиновый 16-ти клапанный двигатель объемом 1.4 литра. Он выдает всего 86 л.с. и 132 Н*м. Но удобная моментная характеристика позволяет не чувствовать себя ущемленным даже с этим агрегатом.

В сочетании с очень четкой и приятной 5-ти ступенчатой КПП он разгоняет автомобиль снаряженной массой 1175 кг до 100 км/час за 13 секунд. Еще не так давно этот двигатель устанавливался на Volkswagen Golf. К сожалению, мотор имеет ременной привод ГРМ, но при своевременной замене узел не доставляет неприятностей. Спокойного водителя порадует расход около 8 л/100км в городском режиме.

Для тех, кто любит погорячее, выбор есть. Следующим в линейке является 1,6 литровый бензиновый 16-ти клапанник. Российскому потребителю он более известен по модели Volkswagen Polo Sedan. Двигатель производится в Китае, и с ним отмечены некоторые проблемы. Встречается преждевременный износ зеркала цилиндров.

Из-за цепного привода ГРМ этот двигатель гораздо более шумный, чем младший агрегат. Зато его мощность составляет 105 л.с., а крутящий момент 153 Н*м, что обеспечивает неплохую динамику. С этим двигателем и механической КПП автомобиль разгоняется до сотни за 10,9 секунды. Расход топлива при этом составляет около 9 литров по городу.

Со старшим двигателем сочетается 6-ти ступенчатая гидротрансформаторная КПП с возможностью ручного переключения. Коробка имеет понятный алгоритм переключения и не слишком задумчива. Лишь на пологих подъемах автомат может нервировать метанием между соседними передачами. В этом случае достаточно толкнуть рычаг вправо и зафиксировать передачу самостоятельно. Динамика разгона составляет 12,1 секунды до сотни. Расход сильно зависит от манеры вождения и может доходить до 12..13 л на 100км/час в плотном трафике.

Юркий автобус

Управляется автомобиль очень приятно. Владельцы часто рассказывают о какой-то особой устойчивости в поворотах, благодаря разновеликой колее. Но чудес, конечно, не бывает, крены присутствуют. Впрочем, управляется Roomster гораздо интереснее большинства вэнообразных. В основном это стало возможным, благодаря высокой плотности и энергоемкости подвески.

Неровности воспринимаются больше, как тычки через подушки сидений, и не слишком докучают посторонними звуками. Многое зависит от размерности резины. Если в базе это 14-е штампованные диски с большой высотой протектора, то за доплату могут быть установлены литые 16-е диски и низкопрофильная резина. Тогда машина становится действительно жесткой.

Хорошей управляемости способствует электрогидравлический усилитель рулевого управления. Гибридная технология позволяет совместить хорошую обратную связь традиционного решения и возможность экономии топлива, когда усиление не требуется.

Подвеска показала себя, как надежная и долговечная. Впереди применяется традиционный МакФерсон, где наименее долговечным элементом оказались опорные подшипники стоек. Их приходится менять в районе 80-ти тысяч км, до рестайлинга этот узел выхаживал только около 30 тыс. км, но установка усиленных элементов сделала срок службы вменяемым. Остальные элементы служат от 120 до 200 тыс. км.

Задняя балка не требует внимания очень долго. Обычно менять что-то приходится только после ДТП.

Клиренс 140 мм в сочетании с длинной базой заставляет быть предельно аккуратным. Но жесткая подвеска позволяет машине не заваливаться в ямы и бережет днище от контакта с рельефом. Еще одним сомнительным решением являются низко висящие опоры пружин на задней балке, они легко могут пострадать в колее.

Несложный выбор

Skoda в России сейчас предлагает Roomster только в средней комплектации Ambition, к которой клиент может добавить из обширного списка нужные ему опции. В зависимости от двигателя и КПП она обойдется покупателю от 657000 до 727000 руб.

Но даже за прайсовую цену машина имеет механический кондиционер, ESP, бортовой компьютер с огромным количеством отображаемой информации, в том числе о температуре за бортом, передние стеклоподъемники, пару подушек безопасности, ящики под передними сиденьями, выкидные ключи с дистанционным управлением центральным замком и иммобилайзер. Но при этом вместо музыки будет только радиоподготовка, а брызговики только сзади.

Стоит не пожалеть немного денег и добавить к комплектации несколько приятных опций. Это может быть климат-контроль за 10800 руб., задние стеклоподъемники за 7000 руб., подлокотник между передними сиденьями за 4600 руб., кожаное рулевое колесо с управлением музыкой и телефоном за 12000 руб., подогрев передних сидений за 8100 руб. и магнитолу Swing за 13600 руб. с возможности вывода информации от штатного парктроника за 10700 руб.

Для Roomster доступны и некоторые очень небюджетные опции, например, панорамная крыша за 29700 руб. или штатная навигация Amundsen с выводом картинки на большой цветной дисплей за 39600 руб.

В итоге стоимость автомобиля с бодрым двигателем объемом 1.6 л и автоматической КПП легко превысит 800 тыс. рублей, что уже совсем не дешево. Но с другой стороны большинство конкурентов окажутся либо меньше, либо дороже.

Так что шкодовский микровэн вполне конкурентен на отечественном рынке, особенно с учетом качества исполнения. Такой толщины металла, 100% двусторонней оцинковки кузова и качества окраски за эту цену не найти в данном классе.

Особняком стоит вариация Scout. Она отличается от обычного Румстера пластиковым обвесом по периметру кузова и установкой современного турбированного двигателя объемом 1,2 литра на 105 л.с. и 175 Н*м, который помимо механики может сочетаться с роботизированной 7-ми ступенчатой КПП с двумя сцеплениями.

Кроме того комплектация этого исполнения расширена. Такой вариант по динамике напоминает 1,6 литровый атмосферник, но при этом он гораздо экономичнее. Для него расход топлива в районе 7-ми литров – обычное дело. Такой двигатель отдает намного меньше тепла на обогрев салона, а на холостых оборотах зимой практически не греется, поэтому производитель устанавливает дополнительный подогреватель.

Цена за версию 1,2 TSI DSG составляет 833 тыс. руб. В нее помимо стандартного оснащения уже включены климат-контроль, боковые подушки безопасности, обогрев зеркал, дополнительный электрический нагреватель, задние дисковые тормоза, защиту двигателя, противотуманные фары, подогрев передних сидений, кожаный мультируль.

Все это делает Roomster Scout выгодным вариантом, ведь небольшая переплата компенсируется хорошей комплектацией, практичным обвесом и быстро окупится за счет расхода топлива. Если вы не противник новых технологий, то стоит присмотреться именно к этому исполнению.

Отзывы

Обзоры и тесты