Министерством промышленности и торговли будут предоставлены председателю правительства уже готовые наработки по введению утилизационного сбора. Алексей Рахманов, являющийся заместителем министерства торговли и промышленности, поделился некоторыми деталями данного проекта, который летом вступит в силу.

Следует напомнить, что утилизационный сбор было предложено ввести как альтернатива ввозным пошлинам на машины. Уплачиваться он будет автопроизводителями, как отечественными, так и иностранными. Уже были опубликованы предварительные критерии данного сбора. К примеру, было предложено взимать его аналогично транспортному налогу (базовая ставка + коэффициенты). В свою очередь коэффициенты хотели привязать к объему мотора (для легковых авто).

Рахманов отметил, что сейчас российском законодательстве отсутствует возможность взимания таких утилизационных сборов. В данный момент Минпромторг России работает вместе с другими ведомствами над изменениями к Закону "Об отходах производства и потребления". Но есть сложности: изменения вносят по огромной номенклатуре товаров. Данный законопроект прошел второе чтение, но, возможно, придется вернуться к первому - быстро вносить изменения по автотранспорту. Машины, как товар, не присутствует формально в законе, также в нем нет такого понятия "утилизационный сбор".

Со слов Рахманова, эти поправки должны быть готовы к лету этого года. Может возникнуть рассогласованность по срокам с Белоруссией и Казахстаном. Размеры сбора для стран Таможенного союза будут одинаковыми", - было добавлено им.

Также Рахманова сказал, что утилизационный сбор будет призван компенсировать трудоемкость процесса утилизации, ее экологический вред, наносимый автомобилем, и стоимость. Причиной ввода сбора стало ухудшение экологического благополучия городов России.

Коэффициенты сбора могут быть привязаны не напрямую к мощности или объему двигателя, а к уровню выбросов вредных веществ и углекислого газа, что косвенно связано с вышеуказанными показателями двигателя. "Чем больше объем мотора, тем больше вредных выхлопов. Это касается в основном подержанных автомобилей, ввозимых в страну, так как с возрастом функционирование нейтрализаторов сходит на нет, было добавлено представителем Минпромторга.

Следует обратить внимание, что сбор будет применен к машинам, впервые запускаемым в обращение. Сбор не коснется машин, уже эксплуатирующихся на территории стран ТС. Ответственность за утилизацию б/у машин будет лежать на последнем владельце ТС, который должен будет оплатить доставку машины на пункт утилизации и, если утилизация к тому времени будет платной, уточнил Рахманов.

В течение 5-7 лет в РФ запланировано организовать утилизационную инфраструктуру, которая будет выгодной при определенных объемах и глубине переработки, отметил председатель Минпромторга.

С помощью техосмотра предполагается определять, когда автомобилю пора в утиль. Если авто не может его пройти и быть отремонтирован или же его ремонт дорого стоит, значит он перестала быть транспортным средством, заявил Рахманов.

Также важным моментом проекта стало следующее. Иностранные компании, которые импортируют машины в нашу страну, будут оплачивать этот сбор сразу. Компании, которые работают на территории России, должны будут всего лишь "давать гарантию" будущей утилизации автомобилей. Но окончательный механизм такой системы пока не разработан.

Прежде всего, производители уже несут довольно серьезную налоговую нагрузку - обязательные страховые выплаты с каждого рубля заработной платы, благодаря чему приминают участие в финансировании здравоохранения и затрат. Кроме того, автозаводы возводят не на один год, поэтому это предприятия, у которых могут меняться хозяева, но, пока есть марка, будет и правопреемник, который будет отвечать по обязательствам в области будущей утилизации выпущенных им автомобилей. Поэтому в паспорте ТС, произведенного в стране, будет иметься запись, что такая-то компания гарантирует утилизацию. Для граждан России утилизация не приведет к финансовым затратам. Когда автомобиль выработается, представители производителя или дилеры возьмут на себя затраты по утилизации, так объяснил чиновник.

Деньги, полученные, от компаний будут поступать прямо в бюджет, из которого будут перечисляться компаниям-утилизаторам, предъявившим федеральному органу исполнительной власти ПТС с гарантией или отметку об уплате сбора. Также из бюджета будут предоставлены субсидии для развития степени переработки и ее глубины. Такие компании уже есть в России. Когда система будет работать, то их появится еще больше, отметил Рахманов.