В чем причина того, не заводится на холодную машина зимой, о пользе прогрева мотора и о том, для чего нужны подогреватели.

Сколько я контактирую с автомобилями (а это уже более 20 лет), столько слышу байку про то, что старт холодного двигателя дает такой же износ, как 50-100-200-500 (кто больше?) километров пробега. Почему байку? Потому что исходит она в основном от продавцов разных подогревателей моторов, электрических, автономных и прочих систем подогрева.

И достаточно активно поддерживается и распространяется самими автолюбителями как мудрость и «опыт поколений». Но давайте попробуем разобраться, что происходит на самом деле в моторе. Хочу предупредить, что все нижеизложенное – это не догма, а исключительно «мысли вслух». Но если вы с ними не согласны – приведите контраргументы.

Где статистика? Попробуйте найти хоть какую-то достоверную статистику по сравнению двигателей, которые запускаются всегда горячие или всегда холодные. Не найдете, потому что ее попросту нет. Какой процент в общем износе двигателя занимает именно холодный старт. Вряд ли больше каких-то едва заметных долей процентов. Что нибудь вроде: «Это двигатель прошел 300.000 км, а этот только 295.000 км. Потому что его запускали холодным!». На износ двигателя влияет куда более серьезные факторы, чем разница температуры при запуске на 3-4 десятка градусов.

Теплый мотор легче заводится. Да ничуть не бывало! Недавно со мной произошел такой случай. У меня стоит-таки подогреватель той фирмы, которая стала уже нарицательной в плане названий таких вещей. Мороз -30, прогрел двигатель градусов до +30. Завожу – вжик-пауза, вжик-пауза… Не заводится.

Аккумуляторы (их у меня 2, L200 Мицубиши) – старые, 6 лет уже. Не могут мой дизель провернуть. Почему? Потому что замерзли. Они-то остались холодными. Аккумулятор электричество вырабатывает посредством химической реакции. А на морозе химическая реакция идет просто никак. Поэтому горячий мотор или холодный разницы нет. Хороший аккумулятор (теплый аккумулятор) любой двигатель провернет. Даже при минус 40.

Когда машина не заводится, водитель не мотор снимает и греть уносит. А только аккумулятор. И этого, как правило, достаточно.

В теплом моторе масло более текучее и мотор лучше смазывается. Может быть в те времена, когда масло и было вязким и тягучим уже при нулевой температуре так и было. Но налейте в пластиковую бутылку современное масло 0W или 5W и положите на ночь морозилку. А утром сравните с маслом комнатной температуры. Посмотрите, какое масло быстрее стекает со стенок бутылки, холодное или теплое.

Масляный насос в двигателе создает давление в несколько атмосфер. Причем чем масло гуще, тем выше. Но все мировые масляные бренды давным-давно делают масло для очень широкого диапазона температур, начиная с самых «низов» - -40, а то и ниже.

Питание мотора. Для карбюраторного мотора, у которого смесь готовится путем испарения, разумеется, важна температура карбюратора. Но карбюратора, а не двигателя. Например, моторы с примитивными карбюраторами (вроде мотоблока), завести на морозе очень трудно. Но достаточно подуть на его карбюратор феном минуту-другую - и как говорится «с полтычка».

В современном автомобиле топливо впрыскивается в цилиндр через форсунки в виде мельчайшего аэрозоля. Уже по сути, в испаренном состоянии и независимо от температуры. И не верьте тому, что скажет, что оно там конденсируется каплями на ледяных стенках цилиндров. При сжатии (а это 10-12, а в дизеле и 20-25 атмосфер) происходят адиабатические процессы. Т.е. разогрев вплоть до самовозгорания. Топлива за рабочий цикл впрыскивается миллиграммы. Если там капли, то быстрее на сервис!

В подогретом двигателе меньше зазоры. Какие зазоры?! Все рабочие, значимые зазоры в двигателе делаются с расчетом на то, что они «выберутся» при полном прогреве двигателя. А это не 90 градусов. 90 градусов это температура антифриза. Для двигателя антифриз - холодильник.

А температура в тех местах, где важны зазоры - 400-500-600 градусов! В цилиндрах, кольцах, клапанной группе. Коэффициент теплового линейного расширения металлов - единицы на 10 в минус 6 степени. Проще – тысячные доли микрона на 1 метр. И они становятся важны только при разнице в несколько сотен градусов.

Нужно быть очень наивным или невежественным человеком, что бы думать, что подогрев мотор на несколько десятков градусов можно привести все зазоры в норму. Мы просто уменьшили эти зазоры на 5-10%. А в норму они придут спустя несколько минут работы мотора.

Подогрев мотора, таким образом, сводится лишь к созданию комфорта для человека. Вещь, безусловна важная, спору нет. Садиться в промерзший салон или уже нагретый – есть разница, знаю по себе. Но двигателю этот прогрев – практически индифферентен.

Современному двигателю заводиться что холодным, что теплым - без разницы. Для него стартовая температура что -30, что +30 безразлична. Обе они равно далеки от его реальной рабочей температуры. Если хотите завестись на морозе – греть надо не двигатель, а аккумулятор.

А подогревая мотор разными приспособлениями – вы греете в первую очередь салон, для себя любимого. Это очень приятно. Но это не имеет никакого отношения к вреду, который мы якобы наносим мотору, заводя его без подогрева. Нет никакого вреда. Это все продавцы подогревателей придумывают.

Мастерков Самсон

Комментарии  

# EVGEN1990 15.02.2013 01:12
В карбюраторных двигателях горючая смесь готовиться в результате смешивания кислорода и бензина, а не какого-то там испарения. Температура карбюратора никакого значения не имеет. В результате мороза на деталях образуется масляная пленка и при работе в месте с КПП возрастает нагрузка на КШМ. Поэтому двигателю нужно поработать в холостую хотя бы минут 5.
# Lika 23.02.2013 00:46
Возможно, дело не только в самопиаре производителей "грелок", но и в том, что все привыкли, что в мороз двигатель в обычном для наших машин состоянии (с совсем не новым аккумулятором, раздолбанными клапанами, непонятно каким топливом и прочими прелестями) заводится с трудом. А раз приходится долго крутить стартером, значит двигатель работает хуже, следовательно и изнашивается сильнее. :lol:
# Rekbuby 02.03.2013 00:10
Зимой в сильный мороз, аккумулятор, нагретый до комнатной температуры плюс 18-20С, заведет двигатель увереннее и быстрее, чем тот же аккумулятор проведший ночь на морозе, сомнений нет. Попробуйте этим же аккумулятором с мороза завести автомобиль летом, при плюс 20С. Уверен результат будет 100%. Напрашивается вывод. Полностью заряженный и исправный аккумулятор при нормальной температуре запустит двигатель легче, чем в мороз.
# MypkuH 22.03.2013 12:36
Спору нет, что если в двигатель вашего автомобиля залито высококачественное синтетическое масло, сто процентов гарантированный бензин или дизельное топливо, а машина только с конвейера, то подогрев точно не нужен. А, откуда такие лабораторные гарантии в реальной жизни? Ну, а если машине уже лет шесть – ее на помойку или в ремонт? Вот тут-то подогрев просто выручает, когда за окном ниже 30 по Цельсию!
# Житель Сибири 15.04.2013 10:07
Подогрев, кроме сохранения ресурса мотора хорошо сказывается на сопутствующих деталях. В частности, стартер, ремень генератора, ролики и т.д. прослужат намного дольше, если мотор будут легко запускаться, а не натужно.
Плюс, экономия топлива. Мотор при установленном подогреве к рабочей температуре подойдет за 5 минут, а без него за 10, в течение которых топливо будет вылетать в трубу! :eek:
# evgen1990 04.05.2013 23:56
Какая бы машина не была новая или старая прогревать двигатель необходимо, хотя бы пару минут. Метал имеет свойство расширятся при нагревании. И все зазоры необходимые в работе двигателя соблюдены с этим учетом. Поэтому, чтобы начать движение, необходимы холостые обороты обороты — 5 минут никого не спасут.
+1 # Марина 09.05.2013 22:48
Не совсем разбираюсь в двигателях, но приведу такой факт. Аккумулятор совершенно новый. В -15 и ниже мотор заводится с нескольких попыток, а при -5 с первой. Мотор бензиновый с инжектором. Машинка - Матиз. Что не так? А так статья очень толково написана, все доводы понятны и разумны.
+1 # MARKовод 30.05.2013 19:48
Ну если ремонт двигателя - это не проблема, тогда холодный старт не страшен. На 100% уверен, что даже за месяц можно убить мотор "холодным пуском".
Возможно следующее сравнение не очень корректно, но перед выступлением/работой все спортсмены разминаются/разогреваются.
Любой сложный механизм требует предварительного разогрева, поэтому прогревать обязательно.