Исчезли люди, остались машины…
Казалось бы, дорога – просто место, по которому ты проезжаешь. Порой с покрытием, порой без, порой в ямах, порой ровное. Но ведь это далеко не так. Дорога подразумевает совсем другое отношение ко всему происходящему.
Во-первых, из-за постоянного изменения обстановки за окном автомобиля, необходимостью на них своевременно реагировать. Во-вторых, Дорога не прощает пренебрежительного отношения к себе, того, кто чувствует себя всемогущим, наказывает, и пребольно.
Именно такое отношение к жизни, как говорится – жизненная позиция, и сформировалось у большинства старых, опытных водителей, намотавших на колёса сотни тысяч километров. Стоит послушать их разговоры о времени и о себе, сравнить с текущими делами, как становится ясно, что не та Дорога стала, не та.
Исчезло чувство уважения к другим и понимание того, что ты не один на Дороге. Осталось только ощущение собственного Я и полного пренебрежения к окружающим. Вот типичный пример такого поведения – дорога, в каждую сторону по одному ряду, по каждой из них идёт поток, машины друг за другом. Вдруг во встречной полосе появляется окно в сто метров. Сразу находится самоубийца, который бросается на обгон. Успевает он обогнать в лучшем случае одну машину и видит, как в лоб накатывает грузовик. Что дальше? Правильно, жмётся вправо, заставляя всех тормозить, уворачиваться, давая ему место. Видно ведь было, что навстречу идёт грузовик, и места в колонне для него нет. А полез на обгон. О чём думал? О себе, и ни на мгновение не возникло мысли, что таким манёвром он ставит под удар окружающих.
Ни один уважающий себя, других и Дорогу водитель не пойдёт на такой манёвр.
Или ещё подобный пример. Подъём, тащится грузовик, до конца подъёма 20 м, дальше видимости нет, за подъёмом сразу спуск. Как всегда, находится самоубийца, начинающий обгон на самой вершине слепого подъёма. У него даже мысли не возникает, что с той стороны летит другой джигит. А объяснение своего поведения самое простое – у меня машина быстрая, я успею обогнать. Сколько раз такие успевающие начинают мигать светом, прося уступить ему дорогу. А ведь уступаем, не его жалея, а себя и свою машину.
Кажется, произошло изменение понимания ситуации, вместо понятия «Дорога и все на ней», пришло время «Я на дороге». Во многом, видимо, вызвано это современными машинами. Нет, я НЕ призываю ездить всех на москвичах и запорожцах, и НЕ призываю ездить со скоростью черепахи. Надо за машинами видеть людей, а то сейчас получается, что на дороге людей нет, а остались одни машины. Можно ездить и быстро, но никогда не надо забывать, что кроме собственного Я вокруг находятся кто-то ещё.
Дело не ограничивается маркой и стоимостью твоей машины. Научиться дёргать ручки, жать на педали и крутить руль несложно. Сложно остаться при этом человеком, а не бессловесным придатком к дорогому куску железа.
Сколько в последнее время происходит аварий со смертельным исходом, сколько раз приходиться наблюдать, как летит машина на красный свет через пешеходный переход, заставляя всех спасаться. Вот это и есть самое страшное – ушло у людей понимание Дороги, осталось только собственное Я, зачастую ничего собой не представляющее, разве что имеющее большую кучу денег в кармане и ни копейки за душой.
Своё первое водительское я получил в 1973 году, многое за это время на Дороге видел, и хочется надеяться, что увижу ещё, главное – побольше хорошего.
Владимир
Комментарии