Правила движения по российским дорогам, как и любой нормативный правовой акт, может содержать в себе коллизии, противоречия и пробелы. Особенность Правил в том, что за любое их нарушения водителя ожидает штраф, который порой составляет немалую сумму, а в некоторых случаях – лишение прав.

Является ли нарушением наезд на сплошную линию (двойную сплошную) при завершении обгона?

Одним из нарушений, при совершении которого предусмотрено лишение прав согласно части четыре статьи 12.15 КоАП России, является выезд автомобиля на встречную полосу, то есть пересечение обеими колесами сплошной линии (двойной сплошной). В случае, если такое нарушение фиксируется техническими средствами, то водителя ожидает штраф, порядка 5 тысяч рублей.

При этом часть третья статьи 12.15 КоАП России устанавливает, что неправомерный выезд на встречную полосу при объезде возникшего препятствия может повлечь наложение штрафа, сумма которого составляет от тысячи до полутора тысяч рублей. Об обгоне, в данной норме речь не идет. Следовательно, пересечение в любом направлении сплошной линии (двойной сплошной) при начале либо завершении обгона – нарушение, влекущее штраф, сумма которого составит порядка 5 тысяч рублей, либо лишение прав.

Однако помимо сплошных линий разметки на дороге может встретиться линия, обозначаемая в Правилах 1.11, которую можно пересекать для совершения обгона, но только со стороны прерывистой линии, и соответственно со стороны сплошной, если транспортное средство возвращается на свою полосу после завершения обгона. Также на полосе, ограниченной прерывистой линией 1.11 может стоять знак, запрещающий обгон.

Среди юристов часто возникают споры, подпадает ли данный случай под норму части четвертой статьи 12.15 КоАП или нет. С точки зрения разметки водитель действует правильно, однако Правила специально определяют, что в случае противоречия разметки и дорожного знака, приоритет имеет последний. Поэтому в данном случае водитель должен нести ответственность за неисполнение требования дорожного знака, а не за выезд на встречную полосу. Однако сотрудники ДПС могут трактовать данную норму иначе.

Поэтому если возникают сомнения в правомерности обгона, то лучше воздержаться от такого маневра.

Наезд на разделительную линию

Помимо пересечения сплошных линий дорожной разметки при совершении обгона возможен также и наезд на разделительную линию. В этом случае речь не может идти о пересечении и, соответственно, выезде на встречную полосу.

Данный случай довольно сложен для понимания, как водителями, так и сотрудниками правоохранительных органов.

Рекомендации для сотрудников ДПС предписывают, что при нарушении правил обгона, если при этом автомобиль не выскочил на встречную полосу, его водитель подлежит привлечению к ответственности по части первой статьи 12.15 КоАП России, и заплатить штраф в пятьсот рублей.

Однако диспозиция части первой статьи 12.15 КоАП РФ не содержит в себе слово «обгон», а потому возникает сомнение в правомерности привлечения к ответственности именно по данной части статьи за нарушения правил обгона.

При этом сам факт наезда на сплошную линию, безусловно, является нарушением, но предусмотренным частью первой статьи 12.16 КоАП России, то есть несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, штраф за совершение которого значительно меньше.

К сожалению, правила движения по российским дорогам и нормы КоАП России, предусматривающие административную ответственность за такие нарушения являются крайне несовершенными и зачастую противоречат друг другу.

Этими обстоятельствами порой пользуются сотрудники ДПС, в целях привлечения к ответственности по более тяжкой статье, чем фактически совершенной правонарушение. Поэтому выезжая на дорогу, совсем нелишне иметь при себе необходимую литературу и знать свои обязанности и права сотрудников ДПС, во избежание неприятных ситуаций на дороге.


Комментарии  

+6 # MARKовод 29.04.2013 17:55
При обгонах очень часто завершение маневра сопровождается пересечением непрерывной разметки. Делаешь это не специально, а исходя из ситуации на дороге, ведь когда начал обгон, то не знал сколько будет идти прерывистая линия.
Мне кажется, что в данном случае водитель становится заложником у закона. Вроде ничего криминального не сделал, а уже должен.
+1 # vsvikt 29.04.2013 23:12
Пересечение сплошной линии вне зависимости производился обгон или нет, попадает под административный кодекс правонарушений и спорить тут практически не о чем. Суды в этом случае безоговорочно принимают сторону инспекторов ГИБДД. В настоящее время рассматривается возможность отмены взыскания, если пересечение сплошной линии произошло при завершении обгона.
# evgen1990 30.04.2013 14:32
Является ли нарушением наезд на сплошную линию разметки при завершение обгона? Да, является. В любом нормативном акте можно найти противоречащие нормы, но государство в первую очередь стоит на стороне норм принятых своим же органом, нежели обратное. Если вникнуть, то здесь есть зацепка и ее можно довести до ума, только вот надо ли это нашей думе?
-1 # Mozgoff 01.05.2013 16:55
А я стараюсь в чертах города быстро не ездить, и не совершать сложных маневров. А вот уже при выезде за город, где встреча с сотрудниками ГАИ маловероятна, можно и на педальку по сильнее придавить, да и на обгон можно пойти. Но естественно с умом, не лихачить, а обгонять только на прямой трассе, где видимость очень хорошая. А то много видел аварий, которые были сняты на авторегистратор…
# Toxic 01.05.2013 17:11
А если ты обгоняешь сразу три огромные фуры, к примеру, то можно не предугадать начало сплошной линии и конец прерывистой? Тем более если чужая трасса и едешь по ней первый раз. Водитель в любом случае имеет полное право на завершение обгона, особенно если началась сплошная, то однозначно необходимо принять срочные меры по возврату на свою сторону, даже через злополучную сплошную линию, которая разделяет встречные полосы. В любом случае, возврат на свою сторону и пересечение сплошной все же меньшее зло, чем беспечное продолжение езды по «встречке».
-8 # @pтем 07.05.2013 13:37
Мне кажется, что как бы там не было ПДД необходимо соблюдать, и если нанесена сплошная, то не просто так. И выезд на нее запрещен не для того чтоб вас лишили прав. А для того, чтоб автолюбитель, и его пассажиры, и другие участники движения остались жить. Так что спорить и выяснять можно или нельзя, (простите за тавтологию) можно сколько угодно, но исполнять свои обязанности как автомобилист необходимо.
+3 # Galusha 10.05.2013 00:47
да, ситуации бывают разные. Я стараюсь не нарушать правила, но ведь не всегда разметка видна на дороге! Я думаю, с этим многие встречались, так вот, совершаешь порой обгон, а потом узнаешь, что там сплошная, а линия видите ли стерлась. Не знаю, чье это упущение, но раз строго требуют соблюдение правил разметки, так и разметку нужно наносить регулярно, хотя в России многое делается на авось :lol:
+1 # Марина 11.05.2013 08:47
Для меня на дорогах все немного проще. Быть адекватной и вежливой, не создавать аварийных ситуаций и не нарушать под камерами и у гаишников на виду. Вот и все правила. Работает идеально. Многолетняя практика еще ни разу не дала сбой. Если бы все так попробовали. В Китае, например, приблизительно так и двигаются.
-1 # Виктория 12.05.2013 20:53
Судя по количеству нарушителей на дорогах ,то все водят по принципу: "Человек может все, если не будет себе запрещать" А так оно же и есть. Только правила придуманы для соблюдения, и не важно видят представители ДПС маневры либо технические устройства водителей или не видят. И дорога может быть пустой и по близости никого,но... руководствоваться нужно умом в первую очередь. Каждое нарушение ведет за собой какие-то последствия, если не для нарушающего, так для другого.
# Виталий 14.05.2013 03:09
Цитирую Виктория:
Судя по количеству нарушителей на дорогах ,то все водят по принципу: "Человек может все, если не будет себе запрещать" А так оно же и есть. Только правила придуманы для соблюдения, и не важно видят представители ДПС маневры либо технические устройства водителей или не видят. И дорога может быть пустой и по близости никого,но... руководствоваться нужно умом в первую очередь. Каждое нарушение ведет за собой какие-то последствия, если не для нарушающего, так для другого.




Сама то часто соблюдешь правила? :lol: даже в книжках написано "правила созданы для того чтобы их нарушать" Конечно же делать этого не стоит, но докажи это Русскому человеку?, да он посмотрит как на дурака и продолжит делать свое дальше.
Лично я сам правила нарушаю часто, ну вот так получается, наверное время не лишнее, но понимаю что так нельзя и я подвергаю риску остальных.
+4 # женек 1974 03.12.2013 17:20
Есть вопрос! При въезде,выезде с АЗС пересек сплошную! Какое грозит наказание?
# Вячеслав 27.06.2014 14:34
Обгонял две фуры, при завершение маневра наехал на сплошную, отделался 500 штрафа. Гаишник показал комментарий, в общем если не успеваешь - не обгоняй.