Как у нас ремонтируются дороги…
После окончания института все никак не мог себе работу. Родители еще мужественно молчали, пока я сидел на их шее, но намеки, что пора бы и мне приносить какую нибудь лепту в семейный бюджет начали звучать все чаще. Но не было работы по моей специальности. Однажды пришел отец и сказал что встретил старого знакомого который работает дорожным мастером и что сейчас (как потом оказалось почти всегда) есть вакантные места, но простым работягой. Я не мажор, работы не боюсь и поэтому сразу на следующий день пошел оформляться.
Я думаю, все видели ребят в оранжевых жилетках, которые делают ямочный ремонт на дорогах. Именно на такую работу мне направили. Первый мой трудовой день это конечно был ад. Целый день на жаре, был август, машины идут беспрерывным поток, шум, копоть, одним словам ужас. Но самое главное - постоянно переживаешь что бы кто нибуть тебя не раздавил. Ну понятное дело что предупреждающие знаки стояли, но все равно мне было как - то не по себе. Ведь эти водители наглецы постоянно почти по спине ездят.
Во время обеда, который длился почти два часа (наш бригадир отъехал по делам), один из местных старожилов – дядя Вася, начал меня успокаивать что бы я так не переживал и не боялся, он мне поможет. После обеда он поставил предупреждающие знаки так, что водители вместо двух свободных полос, смогли ехать только по одной. Всего за несколько минут образовалась солидная пробка. Злюки - водители с ненавистью смотрели на нас, но мы как ни в чем не бывало продолжали работать.
На ямочном ремонте я работал не долго, но повидал всякого. Чего мы там только не делали. Технологию укладки нарушали, как могли. Вот, например привезут асфальт и бригадир говорит: «Хлопцы, это вам на полкилометра дороги». Хотя в действительности его может хватить на 100 метров максимум. Но приходилось делать, как начальник сказал. Так что вместо положенных 5 см асфальта укладывали 1-2 см, а снизу сыпали мучку, песок, мелкий щебень, а пару раз вообще не было что добавлять, то брали пиль с обочины дороги.
Или вот такой случай. Выехали на объект, работаем и тут дождь. Мы спрятались, переждали непогоду, и как только дождь закончился, продолжили делать ямочный ремонт. Асфальт кидали прямо в ямы с водой – уже рабочий день почти заканчивался, начальства не было, а нам нужно было этот кусок дороги обязательно доделать. Ну не будем мы ждать пока вода в ямках высохнет.
Но главная причина почему не хватало асфальта – это то, что его воровали все : начальство, водители и мы простые работяги. Помню на одном объекте подъехал к нам мужик и спросил нельзя ли у нас купить асфальту. Ну мы и конечно загнали ему немножко. Как только бригадир отъехал, дядя Вася позвонил тому мужику, и он приехал на ниве с прицепом. Мы его по быстрому загрузили, денежку на вечерний пропой взяли.
Но то что мы взяли немного асфальта, не идет ни в какое сравнение с тем, что там происходит. И главное делается это по хитрому, что потом ничего не докажешь. Помню был свидетелем одной истории. Нашу бригаду временно кинули в помощь на объект, где строилась новая дорога. И вот, в один прекрасный день приезжает крутой джипяра и оттуда выходит какой-то невзрачный мужичок. Потом мне сказали, что это начальник дорожного управления, которое отвечает за стройку этой дороги. Достает рулетку и начинает перемерять ширину дороги. Заглядывает в свои бумаги, и потом подзывает нашего бригадира, они садятся в машину, и говорят так, что весь джип аж трясется. Через минут 15 наш шеф пулей выскочил с машины с таким лицом, будто его уже расстреляли, как минимум несколько раз.
Подходит он к нам и говорит что надо будет дорогу делать немного уже – ровно 5 см но не меньше и не больше. Меня очень заинтересовало - почему такая точность, но спросить не решился. Однако уже вечером мне представилась возможность получить ответ на свой вопрос. У одного мужика из бригады был день рождения и он, конечно, вечером нам выставлялся. Пригласили и меня, но не пить водку, а завести бригадира на его машине домой. В общем, везу пьяного в хлам бригадира и так невзначай спрашиваю - мол, а зачем дорогу делать на 5 см уже? А он мне и говорит, что 5 см с одной стороны и 5 см с другой стороны дороги, дает очень приличную экономию всех материалов. Если всего проложить 1 км такой дороги, то денег, которые можно выручить от продажи этого сэкономленного щебня, песка, асфальта хватит на почти новую Калину. Хотел спросить, почему такая точность, но он заснул, и я спящего привез его домой.
Кстати по поводу «домика», где живет наш бригадир. Трехэтажный домина, наверное, размерами 15 на 15 метров с двумя гаражами. Если у простого бригадира такой дом, то я боюсь даже представить какой у его начальника.
P.S. Специально не пишу свое имя, поскольку мне реально стыдно, за тот период своей жизни, когда я ремонтировал дороги. Иногда встречаю знакомых, с которыми тогда вместе работали и они говорят, что ничего не изменилось - ремонт дорог они делают еще хуже, поскольку воровать начали еще больше. Так что не думаю, что в нашей стране скоро появятся хорошие дороги.
Комментарии
Мне интересно, а в других странах тоже желают "ямочный ремонт" или всегда по нормальному меняют покрытие?. Ведь заделывание ямок - это временная мера и очень быстро ремонт приходится повторять. По таким дорогам ездить очень тяжело, т.к. никогда не знаешь, что будет впереди: ямки или заделанные ямки.
Сейчас не спрашивают за качество. Всем нужны сроки выполнения, низкие цены на тендерах при определении подрядчика на ремонт. Никто не задумывается, что этот самый подрядчик предложил такую цену, что ее не хватит и на половину качественной дороги!
Я уверен что за границей ремонт дороги делают делают на совесть. Если даже у нас в Украине есть люди которые выиграли суд с Автодором, то представьте сколько бы за границей было подано исков об некачественном ремонте дорог.
Если бы компания так ремонтировала дороги как у нас, то она бы давно уже стала бы банкротом, оплачивая ущерб по этим искам.
Этот вид преступлений не попадает под особо тяжкие. Ведь если при строительстве дороги украсть пару десятков миллионов, то максимально можно получить лет 5. Но это если прокуратура сможет доказать умысел а не халатность. За примерное поведение скостят половину срока, и за 2,5 года получается неплохая зарплатка, с которой к тому же не надо платить налоги.