Скорое будущее. Автомобили - роботы
Все кто смотрел фантастические фильмы, могут вспомнить картинку - человек сидит сзади или сбоку, а управляет машиной робот. Казалось, что увиденное будет воплощено в реальную жизнь очень и очень не скоро – ведь это фантастика. Однако, в связи с бурным развитием технологий и вычислительной техники, уже очень скоро по нашим улицам будут свободно ездить автомобили – роботы, в управлении которого человек не будет принимать практически никакого участия, кроме отдания команды на старт и задание конечной точки своего путешествия.
Подтверждением этому служит обнародование ряда технологических новшеств от известных автопроизводителей на прошедших выставках CES-2013 и Detroit Motor Show. Так, автогигант Toyota представила вниманию общественности и экспертов модель Lexus LS. В ней была установлена и успешно проверена активная оптическая система LIDAR, которая имеет ряд датчиков, измеряющих расстояние до объекта и мощный компьютер, анализирующий собранную информацию и передающий ее на управляющие органы автомобиля.
Немецкий концерн Audi разработал отдельную модель, в которой за решеткой радиатора установлен небольшой высокоточный лазерный датчик для определения положения автомобиля в пространстве. Аналогичные разработки проводят известные автогиганты Daimler и Nissan.
История создания беспилотного автомобиля
Как говорит народная поговорка: «все новое - это хорошо забытое старое», идея установить автопилот на автомобиль уже давно интересует многих людей и даже частично было реализована. Еще в далеком 1939 году американская компания General Motors на Всемирной выставке представила первый автомобиль с автоматизированной системой управления. Несмотря на многие технические неувязки и проблемы, система управления с помощь радио, могла дистанционно управлять прототипом, путем постоянного контроля расстояния до автомобиля который ехал впереди. За 20 лет экспериментов этот прототип автомобиля будущего уже без проблем проезжал 1 – 1,5 км без вмешательства человека.
Другие компании также занимались разработками беспилотного автомобиля и даже добились определенных успехов. Самый перспективный проект уже больше двух лет осуществляет шведский концерн Volvo. Эта компания, при активной поддержке Еврокомиссии по автотранспорту, занимается разработкой системы полуавтономных поездов (SARTRE), которые не будут оказывать вредного влияния на окружающую среду. Согласно этой задумки, один водитель сможет управлять целым караваном из автомобилей. Были проведены испытания, на которых такой караван – автопоезд из четырех машин мог свободно перемешаться с довольно приличной скоростью – 90 км/ч. Водитель ведущего грузовика без проблем управлял всей колонной, тогда как остальные водители, которые сидели в кабинах на случай внештатных ситуаций, могли спокойно смотреть телевизор.
Google впереди всей планеты
Очень интенсивно взялась за разработку робоавтомобилей компания Google. На своем полигоне в Неваде, этот лидер интернета уже более двух лет проводит тестирование семи автомобилей Toyota Prius, на которых установлены бортовые радары и высокоточная система ориентации LIDAR, берущая данные из сервиса Google Street View. Представители Google недавно объявили, что за время этого эксперимента все семь робоавтомобилей наездили больше 500 тыс. километров. За все это время не было ни одного ДТП, хотя автомобили ездили не только по специальному полигону, но и по городским улицам, в частности проезжали по мосту через пролив Золотые Ворота в Сан-Фрациско. Кстати компания Google даже пролоббиловала закон, согласно которому в Неваде, Калифорнии и Флориде теперь можно ездить на автомобиле с автопилотом, правда пока что есть ряд ограничений.
Следует отметить, что к вопросу о создании автомобиля, который будет двигается без участия человека все подходят по разному. В своем новом Nissan Leaf, японские конструкторы хотят применить автопилот только для увеличения безопасности при вождении, но не как полный отказ от управления автомобилем. Автоматическая система сможет быстрее среагировать на внештатную ситуацию и предупредит ДТП. В некоторых моделях Mercedes уже установлена система аварийной установки, которая способна остановить автомобиль в том случае, когда впереди едущее транспортное средство начало экстренное торможение.
А конструкторы Google намерены создать автомобиль, обходящийся без помощи человека – водителя. Однако некоторые люди считают это очень небезопасной затеей. Ведущие автопроизводители на данном этапе скорее против, чем за появление подобного автомобиля. При демонстрации своего детища Lexus LS на CES, спикеры Toyota заявляли, что хотя их машина может без проблем ездить самостоятельно, однако ей это пока не разрешают.
Будущее беспилотных автомобилей
В то же время многие эксперты сходятся во мнении, что именно высокая безопасность, которая доказана безаварийным марафоном автомобиля Google, позволяет говорить о коммерческом успехе автомобилей с автопилотом. Согласно официальной статистики каждый год в ДТП гибнет более 1,2 млн. человек, а 50 млн. попадают в больницу с травмами. Проведя анализ всех ДТП, было доказано, что в 90 случаях из 100 виноват человеческий фактор.
Согласно теории, при появлении большого количества автомобилей без водителя, все автомобили вместе с применением различных систем ориентации и навигации, будут обменивается между собой информацией об местонахождении всех ближайших автомобилей. Компьютерный мозг автомобиля будет собирать воедино все эти данные, постоянно проводить мониторинг дорожной ситуации и прокладывать оптимальный маршрут. Все это приведет к значительному повышению безопасности и сведения возможности ДТП к минимуму.
Комментарии