Отчёт об автопутешествии по маршруту Беларусь - Приднестровье - Молдавия
Маршрут: Витебск (Беларусь) - Одесская область, база отдыха "Катранка" (Украина) - Тирасполь, Бендеры (Республика Приднестровье) - Кишинёв (Молдавия) - Витебск. Протяжённость: 3200 километров.
Автотуризмом мы занимаемся давно, за плечами тысячи километров пути, десятки городов и сотни достопримечательностей. Летом 2012 года мы отправились на отдых из Беларуси в Одесскую область. Маршрут знакомый, море близко, а с целью познания новых мест наметили обратно ехать через Молдову и Приднестровье.
Итак, родной Витебск остался позади, впереди Могилёв, Гомель и таможня с Украиной. По трассе Е-95 в летнее время на границе сумасшедшая очередь, поэтому уже не первый раз едем «обходными тропами»: из Гомеля выезжаем на Брянск и направляемся на таможню, которую в народе называют «Три сестры».
Здесь сходятся границы Украины, России и Беларуси, и установлен монумент, посвящённый дружбе восточных славян. Мы проезжаем лишних 40 километров, но экономим около 6 часов времени, пересекая границу в среднем за 1,5-2 часа.
В Чернигове навигатор блестяще справился со своей задачей, из города выезжаем без задержек и возвращаемся на трассу Е-95 в сторону Киева и Одессы. Широкая автострада с массой заправок и мотелей, ресторанов и кафе, предлагающих «40 видів вареників», борщ с пампушками и сало. Голодными вы на родине Тараса Бульбы точно не останетесь.
Незаметно добрались до украинской столицы. Киевская кольцевая проходит по городу. Для водителя неудобно, зато пассажиры увидят Днепр, Родину-мать, широкие городские улицы и огромные футбольные мячи, появившиеся на въезде в город к Евро-2012.
Через 480 километров на одесской кольцевой уходим вправо на Затоку. Мы же опытные путешественники, ничего не боимся, решили ехать вдоль побережья, знакомиться с местными курортами. Никогда так не делайте! За Затокой дорога внезапно закончилась. Мы с изумлением смотрели, как машины с местными номерами аккуратно прыгают с колдобины на колдобину и при первой возможности съезжают на обочину и едут прямо по полям с кукурузой и виноградниками. За 5 часов мы одолели свою «дорогу жизни» длиной в 150 километров, и прибыли в посёлок Катранка.
Курорт находится на территории Дунайского заповедника. К морю можно пройти только по экзотическим мосткам, проложенным через озеро, на котором обитают лебеди, цапли, розовые пеликаны и прочая краснокнижная живность.
Вода очень чистая, отдыхающих немного, инфраструктуры почти нет. Зато дельфины подходят близко к берегу поохотиться. Мы отлично устроились на базе отдыха «Маранд». Но дни неги, лежаче-сидячего отдыха закончились, и мы вновь отправляемся к Одесской кольцевой, а от нее – на Тирасполь.
Пересекаем границу Украины и Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), меняем деньги на местные рубли. Купюры похожи на старые СССР-овские, вызывающие ностальгию по красным червонцам и фиолетовым двадцатипятирублёвкам. В народе их называют «суворики», т.к. на каждой «денежке» лик этого славного полководца вместо вождя пролетариата.
Столица ПМР – город Тирасполь – не очень интересен с точки зрения туризма, но здесь делают неплохой коньяк «Квинт», который мы и накупили в качестве сувениров.
Соседний город Бендеры знаменит своей крепостью XVI века. В своё время её штурмовали не только Суворов и шведский король Карл XII, но и знаменитый барон Мюнхгаузен, который как раз в эту крепость летал на ядре – разведать обстановку. Кроме крепости можно посмотреть памятник генералу Лебедю и набережную Днестра.
Приднестровцы очень серьёзно относятся к границе, гордятся своей независимостью и непризнанностью. Но в ПМР всё проникнуто каким-то советским духом: и заброшенный речной вокзал, и гостиницы, и тихие уютные улочки, и неторопливые люди. Пожалуй, только вездесущая фирма «Шериф» выглядит более современно. В Приднестровье это название носят футбольный клуб, современный спортивный комплекс, супермаркеты, заправки и кафе.
Мы выезжаем в сторону Кишинева. Границу с надписями на латинице пересекаем мгновенно, молдаване к своей независимости привыкли и пропускают всех без штампа в паспорте, с улыбкой. По обеим сторонам дороги раскинулись холмы с виноградниками и фруктовыми садами.
На въезде в столицу Молдавии долго плелись по промышленному району. Но вот и признаки цивилизации – паркуемся и совершаем традиционный обряд – обмен денег, покупка карты города… Леи!!! Потихоньку голова идёт кругом – леи, рубли приднестровские, российские, белорусские, украинские гривны, доллары – запомнить курсы всех валют невозможно. Считать отказывается даже калькулятор.
Движемся в центр, минуем памятник Котовскому, паркуемся на бульваре Негруцци – и идем знакомиться с Кишинёвом. Мы посмотрели основные памятники, сфотографировались со Штефаном чел Маре, вдоволь нагулялись по городу, в кафе поели знаменитую мамалыгу с токаной (тушёной свининой), чорбу, пирожки-вертуты с разными начинками. Персики стоят в Кишинёве сущие копейки, буквально тают во рту, и мы наслаждались ими прямо на скамеечке в парке.
Что ж, осталось купить молдавского вина – и домой! Вряд ли стоит покупать его в дорогой столице, лучше на периферии, например, в Дубоссарах. Наш минивен движется в сторону дома и вдруг – что это? БТР, автоматчики, «выйдите из машины», «ваши документы» - опять граница! С кем? Куда? Оказывается, мы снова в ПМР, а Молдавия осталась позади вместе с вином и персиками. Приднестровье, как известно, непризнанная республика, поэтому её нет на картах, и никогда не знаешь, где встретишь приднестровскую границу. Всего мы за сутки пересекали разные границы 6 (!) раз. «Сувориков» у нас нет, леи приднестровцы не принимают принципиально, обменные пункты в 21.00 в городе Дубоссары не работают…
Вобщем, приехали из Молдавии без вина, зато с кучей впечатлений и смешных историй об опытных туристах, постоянно попадавших впросак.
Комментарии
9 мая 2011 проезжали со стороны Украины, тоже на Трех сестрах. Украинцы пропустили, а русские завернули из-за лишних стеклопакетов. Предложили денег - те только сильнее разозлились. Ночевали в посадке утром тоже облом. Местные контрабандисты выручили на вторые сутки. Но остались и вкусные воспоминания - сосиски, что продавала на трассе пышная белоруска.