Барнаул-Тюнгур-Барнаул, май 2013 года
На майские праздники 2013 года российское государство невероятно расщедрилось и подарило своему народу целых 5 выходных подряд. Можно, конечно, было провести их на даче, копая землю и высеивая морковь. Но наши мятежные души и присоединившиеся к ним новосибирские друзья не смогли упустить такую возможность, и в очередной раз принято решение: Едем!
Итак, наша команда - автомобиль Mitsubishi Mirage Dingo 2000 года и Toyota Spacio 2000 года, экипаж каждой состоит из водителя и штурмана, всего 4 человека, причем оба водителя и один штурман - женского пола. Команда уже сложившаяся, проверенная 1500-километровым первомайским автопробегом 2012 года из Барнаула до границы с Монголией.
Фото 1. Наши машины
На этот раз намечено путешествие в Уймонскую долину и далее до Тюнгура, главная цель – увидеть гору Белуху. Проведена нешуточная подготовка: расписан километраж, прозвонены базы отдыха, составлено меню, изучены все достопримечательности, залита 20-литровая канистра бензина, заменено масло, забортована полноразмерная запаска, прикручен навигатор.
И вот оно 1 мая! Ура!
День 1. Из весны в зиму
Барнаул - Семинский перевал, 400 км
Дорога до Бийска ничем не примечательна, кроме того, что она двухполосная и чрезвычайно загруженная. Бийск – старинный купеческий город и заслуживает отдельной поездки, а мы всё проездом, проездом… Именно из Бийска начинается легендарный Чуйский тракт, хотя в последнее время так стали называть всю федеральную трассу М-52 «Новосибирск-Ташанта». Сегодня Чуйский тракт практически на всем протяжении в идеальном состоянии, даже были встречены дорожные рабочие с подобием швабры в руках, разглаживавшие по обочине мелкий гравий.
В Барнаул в этом году весна прийти забыла, а Горно-Алтайск встретил нас цветением, уже распустились яблони и вишни, зеленела листва. Мы не упустили возможности отдохнуть на берегу Катуни, вкусить всю прелесть весны, а вместе с ней и обеда.
Фото 2. Обед на Катуни
И дальше в путь! В деревне Усть-Сема – последняя заправка «Роснефти», заливаем полный бак. Дальше доверия заслуживают только заправки «Ника» и «Расул», качество бензина на них проверено привередливым GDI двигателем Динги, ни разу за время поездки он не выразил свое неудовольствие «звоном пальцев».
После Усть-Семы весна начала потихоньку отступать, уже нет не только цветущих растений, но и почек на деревьях не видно.
И вот он, Семинский перевал – высшая точка Чуйского тракта - 1580 м. Подъем затяжной и пологий, машинки успешно с ним справляются, а над перевалом - ясное небо, вечернее солнце и…. лежащий плотным ковром снег, кедры, укрытые снеговыми шапками. Вопреки всем законам природы после весны наступила зима…
Фото 3. Семинский перевал в снегу
На ночевку остановились на базе Олимпийского резерва биатлонистов. Номера эконом-класса (в общежитии спортсменов) обошлись в 350 рублей с человека.
День 2. Межсезонье
Семинский перевал – с. Замульта, 277 км
После утреннего променада по зимнему лесу снова в путь.
У села Туекта сворачиваем с Чуйского тракта в направлении Усть-Кана. Начинается неизведанное, там на своих машинах мы еще ни разу не были. Качество дороги заметно ухудшилось, но в целом вполне приемлемое, пока еще асфальт. Далее встречаются продолжительные участки грунтовки, но иногда асфальт возвращается, что сразу несказанно радует.
Фото 4. Дорога на Усть-Кан
Часа через два пути проезжаем деревню Кырлык. Эти места знамениты тем, что в начале 20 века здесь возникла новая религия – бурханизм. Усилиями сначала царской, а потом и советской власти распространиться новой вере не дали, однако, сейчас интерес к ней снова разгорается, и в наши дни в долине Теренг проходят бурханистские моления.
От Туекты до Усть-Коксы успешно преодолеваем два перевала – Ябоганский (1492 м) и Кырлыкский (1471м).
Фото 5. На Ябоганском перевале
Особой сложности они не представляют, и мы позволили себе выразить эту мысль вслух, чем, видимо, прогневали духов, и на обратном пути они нас наказали. Но об этом позже.
Главное – не думать, что в машине с коробкой-автоматом позиции скоростей L, 2 и 3 нарисованы для красоты, а активно ими пользоваться в зависимости от крутизны спуска, и ни в коем случае не спускаться на D и тормозах. Да и затяжные подъемы машина лучше преодолевает на 3й скорости.
Дальше дорога идет вдоль красивой речки Кокса. Пейзажи радуют, а погода нет - сумрачно, холодно, больше похоже на октябрь.
Фото 6. Река Кокса
Останавливаемся на обед и морально готовимся к «самому страшному» месту дороги – перевалу Громотуха, которого начали бояться еще задолго до поездки, начитавшись ужасов в интернете.
По сути – это ворота в Уймонскую долину, Кокса оказывается зажатой между двух гор, и благодаря труднопроходимости этого места Уймонская долина стала раем для староверов и беглых рабочих с кузнецких рудников.
Дорога проходит по самому краю высоченного обрыва и на спуске резко поворачивает влево под углом 110 градусов. Остановки для фото не делали, эту чудесную вилюшку хорошо видно со спутника.
Фото 7. Громотуха со спутника
Если быть готовым к этому месту, ехать на безопасной скорости и не стремиться заглянуть в обрывающуюся рядом пропасть, то ничего страшного в Громотухе нет.
Мы поблагодарили духов рек Большой и Малой Громотухи за благополучное прохождение перевала и вскоре въехали в Усть-Коксу.Усть-Кокса – районный центр, она впечатлила разноцветьем крыш – синие, красные, желтые, а значит, деревня живет, строится.
Отсюда начинается Уймонская долина - уникальное место, земной рай между суровыми хребтами. Конечно, к 1 мая она еще не набрала всю свою прелесть. Красивее всего здесь летом, когда цветут травы.
Фото 8. Уймонская долина летом
Фото 9. Уймонская долина летом-2
Еще час езды по долине, и мы в старообрядческом селе Замульта.
Для ночевки выбрали уютную домашнюю базу «Мультинские озера».
Фото 10. База отдыха «Мультинские озера»
Мы вышли из машины и не поверили своим органам чувств – тепло! Тучи, сопровождавшие нас весь день, начали уходить за хребты. Поэтому не тратимся на домик, ночуем в палатке! Мы же настоящие туристы! Хотя на базе есть уютные домики с печкой по цене 500 руб./чел.
Жаркая баня, медовуха, яркие звезды, а на горизонте в свете луны серебрятся вершины гор со снежно-ледовыми шапками… Лишь бы ясная погода сохранилась до завтра.
3 мая. Лето!
Поездки по окрестностям, с. Замульта - с. Тюнгур - с. Чендек - с. Верхний Уймон - с. Усть-Кокса, около 200 км
Встаем, на небе ни облачка! Сегодня экскурсионный день. Первым делом к Белухе!
Из Мульты в Тюнгур ведет очень своеобразная дорога. Если рассказами про Громотуху пестрит весь интернет, то об этом участке мы ничего не знали, а поездка в качестве пассажиров на УАЗе несколько лет назад никакого представления о ней не дала.
Сначала дорога идет по степи.
Фото 11. Дорога в Тюнгур
Но вот Уймонская долина заканчивается, горы подступают к самой Катуни и совсем не хотят оставлять места для дороги. На таких участках она сужается до одной полосы, причем ограждения здесь ставить не принято. Разумеется, асфальт уже давно позади, зато очень много поворотов, скрытых за выступающими скалами, к нашей радости, встречные машины из-за них не выскакивали.
Фото 12. Дорога в Тюнгур сужается
Фото 13. Опасный поворот
Возможность увидеть Белуху без двух дней пешего похода под рюкзаком вызывала большие сомнения. Но хозяин базы «Мультинские озера» подробно рассказал, как проехать к месту, откуда в хорошую погоду можно увидеть самые ее пики. И погода, к нашему счастью, не подвела. Наступило лето, стало по-настоящему жарко!
Итак, маршрут к смотровой площадке от местных старожилов (публикуется впервые):
После въезда в Тюнгур по левую руку идет забор, как только он заканчивается, налево уходит проселочная дорога, по ней надо проехать километра 2-4, остановиться и развернуться на 180 градусов. Не думайте, что Белуха предстанет во всей своей красе, просто две ее вершины появятся над близлежащим хребтом. Чтобы отбросить все сомнения, лучше иметь при себе фотографию. Нас, честно признаться, сомнения охватывали. Но когда мы чуть позже заглянули в интернет, они исчезли без следа. Она!!!
Фото 14. Вид на Белуху
Фото 15. Отбросим сомнения
Для пущей надежности и в надежде увидеть больше, залезаем на холм. Но пейзаж сильно не изменился.
Фото 16. Вид с холма
Какая красота! Как же не хочется отсюда уезжать, но впереди еще большая культурная программа – 3 музея.
Едем в с. Чендек, в музей алтайской культуры.
Фото 17. Едем в Чендек
Музей практически домашний, находится прямо на усадьбе у местной учительницы. В нем столько собрано интересных экспонатов, что может позавидовать любой городской музей. А хозяйка так замечательно рассказывает про алтайцев, их культуру и обычаи. Советуем обязательно посетить.
Фото 18. Этнографический музей в с. Чендек
Фото 19. Хозяйка музея Роза Тарыновна
Следующий пункт нашей культурной программы – музей Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон. Рерих останавливался именно в этом доме во время своей Центрально-Азиатской экспедиции в августе 1926 года. И сейчас в эти места съезжаются его последователи, ведь где-то тут, совсем рядом - вход в загадочную страну Шамбалу.
Верхний Уймон – село старинное, его основали старообрядцы и хранят свои традиции по сей день. Во многих семьях по 5-6 детей. В селе есть Музей старообрядчества, но мы в него не попали. В 8 вечера мы поняли, что даже не обедали, некогда было. Весь день питались духовной пищей и позитивными эмоциями. Поужинали на берегу Катуни, полюбовались мягкими красками заката и поехали в Усть-Коксу.
Фото 20. Катунь на закате
Ночевали в этот раз на базе «Уймонский ковчег» в березовой роще на стрелке слияния Коксы и Катуни.
День четвертый. Здравствуй, зима!
Усть-Кокса – Соузга, 393 км
Утром погода начала портиться. Из-за Громотухи в нашу сторону стали надвигаться серые тучи, не предвещавшие ничего хорошего. Мы поняли, что сейчас пойдет дождь и ускорили сборы в обратный путь. Но ошиблись. Пошел снег.
Оба перевала основательно замело, получилось очень красиво, но несколько тревожно – резина на обеих машинах летняя.
Фото 21. Красиво, но тревожно
Грунтовая дорога стала медленно превращаться в кашу.
Фото 22. Грунтовая дорога в снег
Немного утешало только то, что на колесах написаны буковки M+S,что вроде бы означает проходимость в грязь и слякоть. Вот тут мы и вспомнили свое легкомысленное отношение к перевалам по дороге туда.
Но, к счастью, все обошлось. Машины не доставили никаких хлопот. Самая большая поломка за все путешествие – попытка колпака отделиться от диска на Spacio, но она была вовремя пресечена.
Снег шел больше 3 часов, номера залепило снегом, а сами машины покрылись причудливым узором из желтой глины.
Фото 23. Естественная конспирация, номеров не видно
Фото 24. Глиняные машины
Чем ниже мы спускались, тем лучше становилась погода. Снег оставался высоко в горах.
Дорога стала сухой и асфальтированной, вот только лобовое стекло немного запачкалось.
Фото 25. Вот и асфальт
Мы снова возвращались в весну.
Фото 26. И снова весна
Ночевали на базе «Лесовичок», в районе озера Ая в бревенчатом домике с настоящей печкой. А цена всего 350 руб. с человека. В натопленной комнате, на мягком диване спали, как убитые.
5 мая. Путь домой
Соузга-Барнаул, 280 км
Дорога домой всегда вызывает легкую грусть, горы постепенно становятся меньше, долины шире, перспектива выхода на работу все ближе…
Доехали без приключений, только в одном месте ехавшую первой машину остановили гаишники – превышение. Причем на возражение, что мы ехали всего 93 он радостно улыбнулся и сказал, ну да, здесь вы ехали 93, а там, где стояла камера, - 117. Так что предупреждать встречных водителей о приближении к гаишникам уже становится неактуальным.
И уже перед самым Барнаулом нас помыл первый весенний ливень.
Фото 27. Home, sweet home
Итого:
Затраты
Бензин - около 120 литров - 3400 руб.
Всего проехали 1580 км, расход в среднем 7,8 л/100 км
Штрафы - 1шт. – 300 руб.
На ремонты, к счастью, тратиться не пришлось.
Пора начинать задумываться о Первомае 2014.
Елена
Комментарии