Российские автошколы прекратили работу, поскольку возникли разногласия в законодательстве. Сейчас ни одна автошкола не имеет права учить вождению, поскольку нет новых программ обучения. Сами программы пока что не утверджены.

Из-за нехватки подзаконных актов в РФ начали по решению суда закрывать автошколы. В стране были активизированы региональные органы обрнадзора, проверяющие учебные заведения. Они и выявили несоответствия автошкол новым правилам. Сейчас в России существуют более 8 000 автошкол. Ежегодно получают права около 2,5 млн. человек.

С 1 сентября 2013 года вступили в силу поправки в закон об образовании, а 5 ноября – поправки касательно безопасности дорожного движения. Данные документы содержат изменения процесса подготовки вождению. Но для действия таких поправок нужно еще принять целый ряд подзаконных актов, приводящих их в порядок. Такие акты утверждаются или правительством, или министерством. Но в нашей стране часто бывает так, что поправки уже приняты, а необходимые сопутствующие документы еще нет. Это и приводит к разногласиям в законодательстве.

На данный момент нужные нормативные акты находятся в виде проектов. 7 ноября в законную силу вступили лицензионные требования к обучающим учреждениям. В них есть и требования к автошколам, у которых при получении лицензии должны быть программы подготовки будущих водителей и акт из ГИБДД о том, что материально-учебная база соответствует данным программам.

Программы подготовки будущих водителей автошколы разрабатывают сами, используя примерные планы, учрежденные министерством образования. Последнее разработало эти программы за два месяца и согласовало с профильными министерствами. Исключением стало Минюст, где и по сей день программы находятся на регистрации.

Пока их не утвердят, у ГИБДД нет критериев проверки автошкол и формы актов о данной проверке. Лицензионные органы выявляют серьезные нарушения в лицензии автошкол. Некоторые автошколы уже получили протокол за то, что отсутствуют учебные программы, согласованные с ГИБДД. В автошколах говорят о том, что программы были отправлены на согласование, но был получен отказ – инспекторы не проведут проверку и не согласуют программы, пока новые программы подготовки будущих водителей не будут законодательно утверждены.

Отказ ГИБДД никак не мешает обращаться в суды надзорным органам. Одна из автошкол уже была закрыта на 45 дней, так как не имела программ обучения, которые согласованы с ГИБДД.

Вывод: пока нормативные акты не вступят в силу, в стране никто не сможет записаться на курсы подготовки водителей по новым правилам. Без таких актов автошколы не получат лицензии, а по старым программам не имеют права обучать вождению, так как нарушают лицензионные требования, не выполнимые из-за того, что нормативные акты не зарегистрированы.

Следует напомнить, что с 5 ноября прошлого года водители не смогут сдавать на водительские права экстерном – отныне на экзамен в ГИБДД можно приходить только после того, как было пройдено обучение в лицензионном заведении, с документом из автошколы.